Рецензия на книгу
Sapiens. Краткая история человечества
Юваль Ной Харари
Аноним10 сентября 2021 г.Неразумно о разумном
"Здравствуй, дружок! Хочешь, я расскажу тебе сказку о том, как человек разумный жил себе несколько десятков тысяч лет в родной африканской саванне, разнообразно питался, не испытывал стресса и был в гармонии с природой и самим собой, а потом случился ряд революций, и что-то пошло не так?" Вот вам краткое описание Краткой истории человечества, как назвал "Sapiens" сам автор.
Харари начал довольно смело, заявив, что homo sapiens - во всех отношениях вредное существо. Это же цепляет публику, это хайп, это повод для споров и холиваров. Потом поведал, как это вредное существо поело крупных животных, истребило себе подобных homo, закабалило самого себя с помощью сельскохозяйственных культур, социальных устоев, воображаемых миров и технологий. Казалось бы, продолжительность жизни увеличилась, проблема голода практически решена, человечество, глядишь, подберётся к устранению ранее считавшихся неизлечимыми болезней, но Юваль тоскует по глубокой древности. Где не было ни собственности, ни оседлости, ни запасов еды. И люди жили счастливо лет так тридцать, максимум сорок и могли умереть от одной царапины. Но это всё мелочи. Свобода и разнообразное питание - вот наш идеал!
Несмотря на ряд любопытных идей, книга пестрит таким количеством упрощений и подгонок фактов, что читать её становится довольно сомнительным удовольствием. Начать хотя бы с основного постулата о том, что сапиенсы последние несколько десятков тысяч лет не изменились. Из этого у Харари проистекают поразительные выводы о том, например, что мы, узнав язык наших дальних предков, смогли бы объяснить им всё - от "Алисы в стране чудес" до квантовой физики. Я прямо вижу, как современный физик издаёт приятные пощёлкивания, объясняя теорию струн, а ему внимает мужик с каменным топором, не испытывая желания его этим топором треснуть. Про культурный аспект коммуникации и включённость в общее культурно-смысловое поле профессор Харари, видать, не слышал. Ну да ладно.
Ещё хуже и совершенно неисторично выглядит окончание книги, где Юваль зачем-то предлагает оценивать прогресс в истории человечества с точки зрения счастья (тут все профессиональные историки подавились чаем), тем самым вновь уносясь мысленным взором в родную саванну. И вновь запускает шарманку на тему того, как были счастливы и здоровы телом и духом сапиенсы в Африке. Более того, что они были "в индивидуальном плане самыми знающими и умелыми людьми в истории", потому что знали свойства всех окружавших их растений и животных и могли изготавливать соответствующие случаю орудия. Куда уж до них Леонардо да Винчи или современному нейрохирургу, действительно!
Я уже не говорю про то, как старательно Харари пытается шокировать публику дешёвыми способами - например, упомянув, что напевает мелодию Вагнера (негласно по понятным причинам запрещённого в Израиле). Вроде претендует на роль серьёзного мыслителя (тм), а так безыскусно якобы провоцирует публику.
В общем, неокрепшим умам читать книгу не рекомендую - понаберутся всякой псевдоисторической ереси. А вот как тренировку критического мышления могу посоветовать.
Существует версия, что именно щёлкающие языки, в том числе койсанские, сохранили черты, присущие древнейшему праязыку наших предков.
4311