Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Go Set a Watchman

Harper Lee

  • Аватар пользователя
    Аноним10 сентября 2021 г.

    "Ты не различаешь цвета."

    Джин Луиза Фитч, молодая американка, живущая в Нью-Йорке, возвращается на свою родину - в маленький городок на американском юге. Чтобы осознать, насколько сильно всё поменялось со времён её детства - брат мёртв, на месте старого проданного дома построили кафе-мороженое... а главный герой её детства оказался не таким, как Джин казалось. И это крушение идеала очень трудно перенести.

    Как черновик "Пересмешника" роман ощущается уже потому, что довольно многое в них повторяется: история основания Мейкомба и генерала-недотёпы, в чью честь он назван, к примеру, перекочевала из одной книги в другую слово в слово. Вообще, возможно, я допустил ошибку, взяв "Сторожа" сразу после первого романа. Получилось странное ощущение - только что героиня была совсем ребёнком, и вот уже молодая женщина. Сменились декорации (даже дом уже не тот), персонажи (кто постарел, кто просто не дожил), тональность. Глазастик похожа на себя-прежнюю, но и десять лет в кладовку не спрячешь.

    Вообще если бы это не было продолжением "Пересмешника", а отдельным романом - ему бы это только пошло на пользу. Достаточно было бы просто поменять имена героев, чтобы снять многие претензии, можно было бы спокойно спустить все неувязки и перемены в характерах. Потому что резкое изменение того же Аттикуса очень путает - было же иначе... Отчасти это можно списать на разбившиеся (стеклами внутрь) розовые очки его дочери, на возраст, на слабеющий старческий ум и портящийся характер, но от того лишь печальнее - что даже хороший человек может так деградировать.

    При этом даже старому Аттикусу можно было бы вполне логично приложить действия нынешнего - например, защиту сына Зибо из позиции признания вины, потому что, в общем-то, тот виноват, и совесть Финча вряд ли была бы спокойна, если бы он просто парня отмазал. Если бы всё это не сопровождалось соображениями откровенно расистского толка. Здесь Аттикус являет собой очень грустный и лицемерный пример нетерпимости - они, конечно, имеют право существовать, но всё-таки они похуже. Можно, но чтобы я не видел. Пусть учатся, но где-нибудь не рядом с моими детьми.

    Вообще я, как ни смешно это звучит, скорее склонен воспринимать эту книгу как "альтернативную вселенную". Все похожее, но другое и кончилось иначе. Миссис Дюбоз всё та же и жива. История с судом над чернокожим была, но немного другая и закончилась иначе. Появился какой-то "друг детства", которого мы и близко не видели. И т.д. Когда принимаешь эту точку зрения, начинаешь смотреть на другой слой - и получаешь чертовски болезненную и печальную историю о том, как девочка нового поколения возвращается домой на американский юг и с ужасом видит, насколько милосердна была её детская память.

    О том, как девушка из Нью-Йорка попадает в глушь, где всё ещё царит расизм и сами её близкие оказываются расистами - пусть избегая этого слова и нагородив вокруг своих взглядов много благородных огородов. Это история девочки, чья вера в своего главного в жизни героя безнадежно рухнула. Которой наконец пришлось признать, что её отец - не идеал под стеклянным колпаком, по которому надо мерить весь мир, а просто ещё один человек со своими недостатками и взглядами, который - о ужас, - может ошибаться и с которым можно попросту не согласиться.

    В общем, это далеко не идеальный роман, в нём есть слабые и спорные места, у меня сложные чувства по отношению к его финалу... Но всё-таки он скорее пришёлся мне по душе. Мысль его сложнее, чем у "Пересмешника", неоднозначнее и вызывает куда больше споров, судя по всему - но этим она даже чем-то ценнее. Потому что любой (нормальный) человек однозначно ответит, заслуживает ли чернокожий такого же правосудия, как белый. Но далеко не все одинаково ответят, что делать с близкими, которые имеют резко противоречащие твоим взгляды и, что важнее - никто не скажет, какой ответ будет правильным.

    35
    889