Рецензия на книгу
Колымские рассказы
Варлам Шаламов
Аноним9 сентября 2021 г.Сломанные жизни
“Каждый рассказ, каждая фраза его предварительно прокричана в пустой комнате - я всегда говорю сам с собой, когда пишу. Кричу, угрожаю, плачу и слёз моих не остановить. Только после, кончая рассказ или его часть, я утираю слёзы. Много я видел человеческих смертей на Севере - пожалуй слишком много для одного человека”(с)
Я очень долго шёл к “Колымским рассказам”. Лет 5 увесистый том пролежал на полке и ждал своего часа . Но меня пугало не количество страниц, а сложность описанной в рассказах темы. Тема репрессий - это настолько благоприятна почва для “срача”, что без разницы, какую сторону ты выберешь, всё равно дураком останешься.
Поэтому вполне логично было бы отнестись к этой книге как к чисто художественному произведению. Так я думал, пока читал первую часть книги, где описываются небольшие зарисовки из лагерной жизни, иногда даже какие-то фантастические и нереальные (например, рассказ, в котором заключенный с больными зубами за 5 минут съел половину замороженной тушки поросенка). Но когда я дошёл до второй части - “Очерки преступного мира”, то понял, что ни о какой выдумке, ни о какой художественной условности не может быть и речи. Это эссе автора, в которых он высказывает свои мысли о представителях блатного мира. В этой части он не просто деромантизирует очарование преступной жизни и криминального мира, он срывает покровы, открывает глаза на их истинную сущность, он безжалостно уничтожает их своим словом, он брызжет ненавистью и не скупится на оскорбления. Забудьте о честных ворах, о кодексе чести бандитов и благородных криминальных боссах - Шаламов по ним проходит катком и заставляет буквально ненавидеть блатной мир. Из-за столкновений с представителями блатного мира Шаламов считал лагерь отрицательным опытом для человека, от первого до последнего часа. Человек не должен знать, не должен даже слышать о нём, потому что ни один человек не становится ни лучше, ни сильнее в этих условиях. И именно эта часть цикла произвела на меня наибольшее впечатление.
“В лагере есть много такого, чего не должен видеть человек. Но видеть дно жизни - ещё не самое страшное. Самое страшное - это когда это самое дно человек начинает навсегда чувствовать в своей собственной жизни, когда его моральные мерки заимствуются из лагерного опыта, когда мораль блатарей применяется в вольной жизни. Когда ум человека не только служит для оправдания этих лагерных чувств, не служит самим этим чувством. Я знаю много людей, которые именно блатные принципы сделали тайными границами своего поведения на воле. В сражении этих людей с лагерем всегда побеждает лагерь” (с)
Не меньше, чем блатарям, достаётся от Шаламова и Достоевскому, которого Шаламов упрекает из-за того, что Достоевский, при помощи своего писательского мастерства, не изобразил подлинное лицо блатарей, романтизировал их образ, идеализирует их в своих “Записках из Мёртвого дома”. По мнению Шаламова, Достоевский либо настоящих блатарей не встречал, либо, поддавшись на спрос публики на уголовную романтику, идеализировал их.
“Подземное уголовное царство - мир, где целью становится жадное удовлетворение низменных страстей, где интересы скотские, хуже скотских, ибо любой зверь испугается тех поступков, на которые с лёгкостью идут блатари” (с)
И вот, в чём загвоздка - Шаламов очень гневно и со злобой пишет о блатарях, о том, как они отвратительно обращаются с простыми людьми, что “блатной мир должен быть уничтожен”. И вместе с тем, он пишет о нечеловеческих условиях жизни, о голоде, холоде, цинге и об “Освенциме без печей”. Но разве совершившие эти ужасные преступления не заслуживают такого наказания? Или описывая все ужасы трудовых лагерей надо писать о том, что там отбывали наказание сплошь невиновные люди? Но что поделать, если совершив какое-либо преступление человек найдёт десятки оправданий, чтобы выставить себя невиновным.
А по поводу тех, кто отбывает наказание “ни за что”, мне особенно запомнился небольшой эпизод из рассказов о пареньке, которого задержали при откручивании гаек с железнодорожного пути, мол, посадили паренька вообще за просто так. А что, если из-за открученной гайки рельс уйдёт в сторону, из-за чего следующий по этому пути поезд сойдёт с рельс, что приведёт к крушению, к разрушению инфраструктуры, огромным потерям и человеческим жертвам? Откручивающий гайки мог не знать или не задумываться о последствиях своего деяния - так и другие преступления совершались по разным мотивам и могли преследовать даже благородные цели, но, как ни крути, это совершение преступления, нарушение закона и это должно сопровождаться наказанием.
Безусловно, были несправедливо осужденные, оболганные, подставленные, против которых были сфабрикованы дела и очень жаль, что они были подвергнуты таким суровым наказаниям и были вынуждены выживать вместе с блатарями, у них из-за этого была сломана жизнь. Печально и безмерно жаль, что правоохранительные и судебные системы работает так, что иногда страдают невинные люди, но всё же, я убеждён, что большинство попавших в эти лагеря людей попали туда не просто так и заслуживали наказания за совершенные преступления. Тут, конечно, можно возразить, мол, если бы ты, твои родственники или близкие люди попали в лагеря, то ты бы по другому запел, но пока у меня такая позиция.
Ну и, конечно, не хочется верить, что когда велось следствие в отношении подозреваемых, следователи только и думали о том, как бы посадить как можно больше людей, да побыстрее, чтобы премию больше дали. Хочется верить, что во всех делах разбирались, что они изучались и прорабатывались. Хочется верить, что следователи знали о нечеловеческих условиях жизни в лагере и если находили у подозреваемых доказательства невиновности, то делали всё возможное, чтобы они вышли на свободу и не отправлялись туда, где будут покалечены их судьбы. Сложно во всё это поверить, когда и сейчас наблюдаешь в новостях об очередном полицейском произволе, то волосы встают дыбом и просто не хочется думать о том, что такое происходит в реальности. Но чем дольше живешь, тем больше понимаешь, что не всё так просто, что нет безусловных злодейских злодеев и добрейших добряков. Поэтому в кровавый режим, направленный на уничтожение как можно большего числа людей по указке сверху не особо веришь, точнее, хочется верить, что всё было гораздо сложнее и запутаннее, что не всё так однозначно.
Вот на такие мысли меня натолкнуло произведение и в этом его огромный плюс. Рассказы написаны очень эмоционально, несмотря на то, что все ужасы лагерной жизни описаны максимально буднично и это спокойствие в повествовании заставляет лучше почувствовать всю безысходность положения попавших туда людей. А очень спокойные описания смертей показывают нам, что заключённые относятся к смерти очень буднично и равнодушно. Безусловно, смерть ждёт всех, но они совершенно не сокрушаются по поводу погибших знакомых и товарищей, как будто даже завидуя им, ведь они уже отмучались, избавились от страданий, а им и дальше выживать в этих условиях.
И вот ещё что. Не так давно я читал “Обитель” Захара Прилепина, в которой я восхищался атмосферой, там при чтении книги чувствовал на себе этот холод, голод, сырость и безвкусную тюремную баланду. Так вот, это всё ничто по сравнению с тем, как то же самое описывает прочувствовавший всё это на своей шкуре Шаламов. Очень горько, что он попал в лагеря, где ему сломали судьбу и что он стал свидетелем творившегося вокруг ада.
10376