Рецензия на книгу
Нетерпение сердца
Стефан Цвейг
Аноним8 сентября 2021 г.Цвейга я раньше не читала, и "Нетерпение сердца" стало для меня открытием. Открытием, в первую очередь, отличного автора, который мастерски владеет пером. Если судить по этому роману, Цвейг замечательно передаёт эмоции, отлично прорабатывает характеры, да и слог его очень красивый. Эстетически я получила большое наслаждение от романа. Однако, я категорически не согласна, что это роман о неразделённой любви. Я считаю, что это роман о неразделённой прихоти, а любовь тут если и есть, то явно у других, второстепенных персонажей.
Главная проблема в романе для меня - это то, что меня дико раздражают оба главных героя.
Гофмиллер - парень-мямля, хотя и офицер. Сам не знает, чего хочет, меняет решения по тридцать раз на дню, абсолютно зависим от чужого мнения и совершенно не умеет отставить свою точку зрения, которая изредка маячит среди безропотно принятых чужих. При этом как огня боится проблем и ответственности, как чёрт от ладана шарахается от больной девушки, хотя, в общем-то, ничего ужасного в её недуге нет. Вопрос в том, что она сердцу не мила, я не рассматриваю - не мила может быть и здоровая, и тут ничего не поделаешь - это нормально. Но его рассуждения, отношение к болезни, восприятие больного человека как неполноценную личность - фу. Вероятно, это особенность социальных убеждений того времени, по крайней мере если судить по тому, что у всех персонажей на протяжении всего произведения проскакивают подобные высказывания.
Эдит - девушка, спекулирующая на своей болезни, которая, на мой взгляд, гораздо больше проблем имеет с головой, чем с ногами. Да, ходить она не может, но при этом её поведение, которое все подряд в этом романе стремятся оправдать её несчастьем, вызывает лишь желание задать ей хорошенькую трёпку. Шантаж же, которым она добивалась от Гофмиллера внимания, вообще за гранью моего понимания. Если человек грозится покончить с собой, заранее перекладывая вину за это на другого, человек нуждается в психиатрической помощи. Только и всего. К слову, об этих угрозах. Искренне не понимаю, почему Антон не мог сообщить отцу Эдит или Илоне о намерениях девушки сигануть с террасы. Да, Эдит бы обиделась, но её, во всяком случае, на эту террасу больше бы не пускали. Странно, честное слово.
Пожалуй единственный, кто вызывает тут какое-то сострадание - это раздавленный отец, Кекешфальва. Вот его мне было действительно жаль, потому что его просто изводили: с одной стороны деспотичная дочь-манипулятор, а с другой - мямля-благодетель, который сначала кивает, смотря в рот, и дарит одну за одной новые надежды, а потом всячески пытается от своих действий откреститься. Потому, мне кажется, он и пытался чужими руками подлатать дыры в своей жизни. Потому он и ходил хвостом за Антоном - Антон ему сам это позволил.
Короче говоря, история, безусловно, трагичная, но у меня она вызвала гораздо больше негодования, чем печали. И, повторюсь, это история не о любви. О вседозволенности, о том, куда может привести излишняя жалость, об умелых манипуляторах, о малодушии - но не о любви. Тем не менее, написана она блестяще. Как я уже сказала, эстетическое удовольствие от текста было очень велико. Да и в принципе, роман читался легко, погружал в себя и дал некоторую пищу для размышлений.
В будущем обязательно продолжу знакомство с Цвейгом.
Содержит спойлеры6332