Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вокзал потерянных снов

Чайна Мьевиль

  • Аватар пользователя
    Аноним8 сентября 2021 г.

    Это не первая моя книга Мьевиля. Сто лет назад я читала Чайна Мьевиль - Рельсы . Но именно "Вокзал" считается его самой важной работой и тем истоком, с которого нужно знакомиться с "новыми странными". Долгое время от прочтения этой книги меня отталкивали противоречивые отзывы, и люди, вкусы с которыми у меня совпадают, плевались и говорили, что это совершенно неудобоваримая книга. И складывалось впечатление, что это что-то психоделически-монументально-сложное, как Дэвид Фостер Уоллес - Бесконечная шутка . Но книга перевернула все мои представления о ней.
    Действие романа происходит в другом мире - Бас-Лаг. При этом у него давняя история, какие-то Древние, от которых осталось куча технологий, предшествующие повествованию межрасовые мировые войны, континентов и рас там не счесть. Но все это накапано тонкими намеками, никаких инфодампов автор не дает, и все это порой и не важно, поскольку все действие романа развернется в одном городе - Нью-Кробюзоне. Но как затравка для цикла, конечно безумно интересно познакомится с Бас-Лагом поближе и узнать предысторию мира.
    В центре сюжета ученый Айзек, который занимается неординарными исследованиями, отлучен от Университета, и считается чудаком. И вот именно из-за его неоднозначной репутации к нему обращается Ягарек. Он расы Гаруда и это по сути разумные птицы, несколько антропоморфного вида. Его наказали его же сородичи отрезав ему крылья, и его последняя надежда это безумная фантазия Айзека, которого он просит помочь ему вернуться в небо. Главный герой взбудоражен новой перспективой и соглашается решить эту проблему.
    Вторая основная сюжетная линия относится к Лин. Это девушка Айзека, но она не человек, а Хепри, это как красная женщина, у которой вместо головы большой скарабей. Она скульптор и ее нанимает один весьма странный джентльмен, чтобы она сделала его скульптуру. И помимо этой сладкой парочки, здесь есть еще и с десяток второстепенных героев, от лица которых тоже периодически идет повествование.
    Мир здесь является смесью из городского фэнтези, техно-фэнтези, киберпанка и стимпанка. Но это все условности, автор просто создает полноценный мир в котором магия и технологии переплетены неортодоксальным образом, и создается впечатление что ты такого еще нигде не видел.
    Персонажи здесь прописаны отлично, они полноценные представители своего города. В них нет благородства и тяги к самопожертвованию, каждый преследует свои цели и легко подставит мнимого друга, ради того чтобы получить выгоду. И как бы порой не бесили их поступки, ты понимаешь что это все вполне человеческое поведение и так бы все и происходило в реальности.
    Автор очень интересно обыгрывает тему расизма. Поскольку все нелюди, относятся к угнетаемым нацменьшинствам, будь ты птица, скарабей или жаба. И даже через любовные отношения главных героев можно разглядеть много аналогий с нашим миром. При этом есть четкое ощущение, что автор намеренно изображает людишек, мелочными и жестокими, а все другие расы более благородными и честными.
    Книга написана невероятно простым и одновременно красивым языком. Если не приглядываться к деталям, то роман выглядит обычным городским фэнтези, с элементами детектива. Чем то средним между Роберт Джексон Беннетт - Город лестниц и Лэйни Тейлор - Мечтатель Стрэндж . Если убрать всю инаковость, то это будет обычное приключенческое фэнтези, с простеньким детективным сюжетом. Но именно нюансы делают книгу особенной, вся та вольная фантазия автора, которую он полноводной рекой выплескивает на страницы своего романа.
    Единственный серьезный минус, по моему мнению, это то как резко меняется темп повествования в середине романа. Сначала ты степенно гуляешь вместе с автором по Нью-Кробюзону, знакомишься с миром, существами его населяющими, политической обстановкой и завязкой сюжета. Но как только становится известно, кто за всем стоит и в чем интрига, темп романа ускоряется в 4 раза и это уже лихая гонка, в которой за каждым поворотом ждет смертельная опасность. И вот ты 300 страниц без остановки трясешься в саспенсе, и это довольно быстро надоедает. Хочется уже быстрее покончить с врагами, потому что концовку ты и так знаешь, чего-то Сандерсоновского в ней не произойдет.
    Читать цикл дальше я точно буду, но мне кажется мне еще пару лет нужно будет чтобы восстановиться от бурной фантазии Мьевиля. Если тоже долго откладываете книгу из-за объема и необычного жанра, то не беспокойтесь, это конечно будут американские горки, но большинству из вас понравится.

    9
    469