Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в четырёх томах. Том 3. Железный Густав

Ханс Фаллада

  • Аватар пользователя
    Аноним6 сентября 2021 г.

    Как же тяжело далось мне чтение этой книги! Ровно месяц ушел на ее прочтение, не припомню, чтобы такое случалось у меня раньше. И дело вовсе не в пресловутой немецкой тяжеловесности, характерной в том числе и для литературы. Фаллада пишет очень просто, не впадая в многословие и пространные философские рассуждения, но что-то в этом романе постоянно мешало мне по-настоящему увлечся им. И да, причина скорее всего именно в языке произведения, в том как оно написано. Может быть, дело в переводе, но он мне показался каким-то простецким что ли. Это вызывало раздражение, отбивало желание погружаться в сюжет.

    Вообще, мне сложно однозначно оценить этот роман в категориях "нравится/ не нравится". Сказать, что мне понравилось, не могу, об одной, пожалуй, основной, причине написала выше. Другая - это сами герои. Не люблю я, когда в произведении нет персонажа, за которым было бы интересно следить, переживать за него. У Фаллады же здесь не нашлось ни одного. Плюс еще слегка напрягали фамилии героев, какие-то вычурные, искусственные, похожие скорее на имена персонажей Гофмана и других немецких сказочников, чем на  обычные фамилии обычных людей. Но я так понимаю, для Фаллады это вполне характерно. Возможно, это такой прием, чтобы показать, что все герои произведения вымышлены, а совпадения случайны.

    Всякая ерунда, мелочи, но из этих мелочей скложилось общее впечатление, далекое от восторга. Однако и сказать, что книга не понравилась, я тоже не могу. Высокую оценку я поставила совершенно искренне и без колебаний, как это у меня часто бывает. Книга интересна прежде всего своей зарисовкой жизни простого немецкого обывателя во время и после первой мировой войны. О событиях в глобальном масштабе можно узнать из учебников и научно-популярной литературы, а роман Ханса Фаллады рассказывает о них глазами простого человека, что думали люди, чем и как жили, как воспринимали происходящее.

    Лично мне немного не хватило политики, политические события в романе служат исключительно фоном для происходящего. Если бы автор уделил им чуть больше внимания, это бы сделало произведение более острым, как мне кажется. Однако, учитывая время написания книги, можно понять нарочитую аполитичность автора, его, вроде бы как, и так заставили переписать роман в угоду правящему режиму и воздать ему хвалу, чего он первоначально делать не хотел, а выражать симпатии другим политическим силам в те времена было запрещено.

    Но отношения художника и власти - это отдельная история. Что касается творчества Ханса Фаллады, я продолжу знакомство с его произведениями, но боюсь, уже без прежнего оптимизма, возникшего у меня после прочтения  Один в Берлине. Каждый умирает в одиночку.   

    51
    634