Рецензия на книгу
Tracks in the Snow (Classic Reprint)
Godfrey Rathbone Benson Charnwood
Аноним6 сентября 2021 г.Годфри Рэтбоун Бенсон, лорд Чарнвуд (также первый барон Чарнвуд) был яркой личностью своего времени. Он занимался политикой, юриспруденцией, читал лекции по философии в Бэллиоле, защищал интересы глухих и остался известным как весьма разнообразный автор. Его две биографии, Линколна и Рузвелта, пользовались большой популярностью. Он много писал на религиозные и политические темы. Но его литературная карьера началась с единственного детективного романа «Следы на снегу» (1906), который до сих пор периодически вспоминается историками жанра.
В английской деревне вокруг поселившегося там бывшего консульского служащего Юстеса Питерса собирается небольшая компания – съехавшиеся его знакомые Тальберг, Кэллэхен и Вейн-Картрайт, а также местный священник по фамилии Драйвер. На следующее утро после проведённого в доме Питерса январским вечером приёма хозяина находят зарезанным в собственной постели. От дома отходит единственная цепочка следов на снегу. Поначалу под подозрение подпадает работник погибшего пьяница Третьюи, но священник считает, что, если собрать все факты дела, убийцей окажется другой человек.
Будущему читателю сразу следует иметь в виду, что роман написан в стиле XIX века, представляя собой записки мистера Драйвера, и, хотя обстоятельства убийства изложены и рассмотрены со всей желаемой логикой, главным двигателем («драйвером») повествования являются нравы и особенности жизни Англии того времени. Читателя вводят в среду образованных англичан, чьи манеры, образ жизни, поведение и поступки явственно расходятся с современными стандартами. Стиль изложения и взаимоотношения минимально детективные в нашем понимании и максимально характеризующие конец позапрошлого века, так что потребуют от читателя уступок или, если хотите, подготовки.
Методы, применённые мистером Драйвером для расследования трагедии, скорее подойдут к полицейскому роману, никаких гениальных догадок в истории ожидать не следует, и даже «триллерные» эпизоды изложены тем же спокойно-рассудительным языком. Впрочем, в комментариях священника нет ничего навязчивого либо догматичного – скорее искренняя попытка разобраться в мотивах негодяя и обнажить психологические пружины, приводящие к определённому отношению к жизни.
Роман нельзя назвать лёгким, скорее это более серьёзная версия «Кэлеба Уильямса», но возможно, он заинтересует не только почитателей тех времён и реалий.
1889