Рецензия на книгу
Письма к брату
Винсент ван Гог
aquariuss26 января 2013 г."Я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка."
Теперь-то я понимаю, что эта книга искала меня давно, и первой ласточкой было решение моей сестры подарить мне свою написанную пастелью вариацию "Ночного кафе", но тогда я понятия не имела, кто такой Ван Гог (да-да... ухо...) Чтобы можно было оценить всю степень моей неграмотности, замечу, что ни о подсолнухах, ни о стуле Гогена я даже и не слышала до этого.
Но вот она у меня в руках. "Письма к брату Тео".Сразу выяснилось, что Ван Гог преподнес мне сюрприз: казалось бы, "Ночное кафе" не мог написать человек не экстравагантный, думала я, и, как это часто со мной бывает, попала в молоко - Винсент Ван Гог оказался прост, аки пять копеек, ...
Мрачный пейзаж: мертвое дерево возле заросшего камышом пруда; в глубине, где скрещиваются железнодорожные пути, черные, закопченные строения - депо Рейнской дороги; дальше зеленые луга, насыпная шлаковая дорога, небо с бегущими по нему облаками, серыми, со светящейся белой каймой, и в мгновенных просветах между этими облаками - глубокая синева. Короче говоря, мне хотелось написать пейзаж так, как его, по-моему, видит и ощущает путевой сторож в кителе, когда, держа в руках красный флажок, он думает: "Унылый сегодня денек".
[Заверните! Беру!]
... а ещё неотесан, верен, добр и упрям. И деревянная табуретка рядом с ним показалась бы чем-то в высшей степени изощренным.
Я труженик и мое место среди рабочих людей; поэтому я все упорней буду стараться сжиться с этой средой и укорениться в ней. Я не могу и не хочу иначе, я просто не представляю себе иной жизни.
Он писал ткачей, углекопов, сельских докторов и едоков картофеля и потешался над "восточными стилизациями", до которых были падки его современники. Позднее, открыв для себя цвет, он так и остался в плену у этого идола до конца своих дней. Его жёлтый, синий, фиолетовый, его невероятная любовь к югу, к сочным цветам не мешает ему оставаться верным форме: это по-прежнему поля, цветы, обычные грязноватые трудяги.Всю свою жизнь он бедствовал и был презираем, и едва ли дотянул бы и до своих тридцати семи, если бы не самоотверженная помощь брата. При жизни у него купили одну (!) картину. Он голодал, но покупал краски; он писал потому что не мог не писать.
Скажи вы ему про талант - он рассмеялся бы вам в лицо. Он твердо верил, что только работа может сделать художника художником - фанатичная, кропотливая, кровавая и мозолистая работа. В ней нет ничего романтического. И именно она делает гения гением. Меня поразило презрительное отношение Ван Гога к "теории таланта, гения". Художник - это труженик, пишет он брату - и Боже мой, как это здорово, скажу я от себя.
В будущем тебе следует рассматривать и меня и себя только как художников; как бы плохо и трудно нам ни было, ты должен видеть одно - свою собственную работу. Глядя на уголок природы, неизменно думай: "Я это напишу".
Ван Гог - трудоголик, он буквально помешан на работе. По собственному признанию, он работал с "глухим неистовством". Это настоящий человек дела, в его письмах только и слышишь: работал - работал - рисовал - рисовал - рисовал. Ему не могло помешать ничто: ночью он ставил свечку себе на шляпу, днем отцеплял мошек от холста, стоя под пронзительным мистралем.
Многие считают, что они станут хорошими, если не будут делать ничего плохого. Это ложь [...] Такая позиция ведет к застою, к посредственности. Когда пустой холст идиотски пялится на тебя, малюй хоть что-нибудь.
Меня поразило, как из года в год, из письма в письмо переходит одна и та же мысль: "по большому счету мне плевать на себя".
И это не поза, как можно было бы подумать (хотя, должна заметить, довольно трудно было бы стоять в одной позе на протяжении всей жизни). Дело просто в том, что Ван Гог - невероятный идеалист. Изумляет то, как он способен абстрагироваться от собственной личности и видеть лишь конечную цель - успешное творческое сообщество художников-импрессионистов, он даже снимает дом и пытается оборудовать его всем необходимым, что может понадобится ему и его сподвижникам. (Пи-и-и-с)
Ван Гог верит в будущее, в то, что будущее это будет светлым, что произойдет "революция в умах", и большое количество людей станет интересоваться живописью. Он готов видеть себя лишь звеном в цепи, и это его смирение, эта вера - то что безоговорочно подкупает в Ван Гоге лично меня.Для меня его жизнь - образец служения музе. Легко творить, когда все вокруг тобой восхищаются - а попробуй продолжать неустанно работать, не получая никакой, ровным счетом никакой отдачи на протяжении всей своей жизни.
То, делал этот человек - невероятно.Настроение после книги:
Меньше рассуждений на тему: "Кто я?" и "Куда я иду?"
Нечего размазывать сопли по паркету и искать своё место в жизни - твори, мать твою, делай то что тебе нравится, что-нибудь, что угодно, занимайся любимым делом, вложи в него душу, отдавай все силы, каждый день, день за днем, день за днем.30381