Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Utopia Avenue

David Mitchell

  • Аватар пользователя
    Аноним3 сентября 2021 г.

    Не верю! или как меня всю книгу держали за дурака

    ...если тебе почудилось, что ты попал в рай, значит у тебя недостаточно информации.

    Лондон, вторая половина 60-х. Левон Фрэнкленд, необычайно честный для своей профессии музыкальный менеджер, решает совместить несовместимое: басиста из рабочего класса Дина Мосса, фолк-исполнительницу Эльф Холлоуэй, гитариста-виртуоза Джаспера Де Зута и Питера Гриффина, джазового барабанщика. Так рождается "Утопия-авеню", быстро набирающая популярность группа без определения и жанра. Но эти ребята еще не знают, что ждет каждого из них за поворотом пластинки.

    Я так давно читала Облачный атлас , что "Утопия-авеню" стала практически знакомством с автором. И очень быстро я поняла, что это знакомство не самое приятное и вряд ли продолжится. Я долго не могла влиться в текст. Повествование очень кусочное, по большей части состоящее из диалогов. Роман похож на пьесу, или скорее даже на сценарий. В каждой описываемой сцене легко видится экранизация: движение камеры, звуки второго плана, свет и т.д. И само по себе это ни хорошо, ни плохо. Главная проблема для меня заключалась в диалогах. Я им не верила. Совсем. Я не разбиралась, дело в стиле автора или виноват переводчик, но диалоги выглядели искусственными. Бесконечные "охи" и "ахи", восклицания, да и, в целом, какая-то надуманность - люди так не говорят, как Митчелл пишет. Плюс было много абсолютно раздражающих объяснений шуток, перемигиваний, комментариев и т.д. Для меня самым очаровывающем в прозе является навык писателя одним намеком указать на мысль и вовремя остановиться, разжигая воображение и запуская полет фантазии. У Митчелла этот навык отсутствует напрочь. Или он просто держит своего читателя за дурака, раз за разом разжевывая ему то, что имелось в виду.

    Со смысловой составляющей у меня тоже не задалось. На каждого из героев сваливается столько неприятностей, что появляется ощущение перебора. Тут и токсичные отношения, и детская смертность, и шизофрения, и потеря близкого человека, и наркотики, и куча всего еще. При этом, у меня не сложилось ощущение, что хотя бы одну из поднятых тем, автор полноценно раскрыл. Иногда меньше, да лучше. Особенно сильно мне не понравилась "феминистическая" линия в лице Эльф. Она - единственная девушка не только в группе, но и чуть ли не на мировой музыкальной арене того времени. Постоянные обсуждения как же женщинам тяжело в этом бизнесе, в отношениях, по жизни и вообще. Я только "за" поднятие таких тем, но опять-таки у Митчелла это выглядит искусственно. А ля надо поднять тему, получу бонусы, а не так, как будто это его очень волнует. Он пишет об этом шаблонно. Так, как все об этом пишут.

    Магический реализм в романе даже не заслуживает отдельного абзаца. Пятое колесо телеги. Мне нечего больше сказать. Как не заслуживает его и проваленная атмосфера - калейдоскоп лиц, имен и названий. Кстати, о названиях! По непонятной мне причине они то переводились, то нет, то вообще транскрибировались. Это уже вопрос к переводчице - за что она с нами так?

    Уже на первых порах книги я думала о том, чтобы ее бросить. Но почему-то этого не сделала. Теплилась во мне наивная надежда, что дальше будет лучше. Но нет. Время не считаю впустую потраченным (полезно иногда посмотреть, что там в топе продаж), но к автору больше не вернусь.

    12
    574