Рецензия на книгу
Пассажир
Жан-Кристоф Гранже
Аноним2 сентября 2021 г.ЗАГИПСОВАННЫЕ МОЗГИ
Роман «Пассажир» («Le passager») Жан-Кристоф Гранже написал в 2011-м году, тогда ещё не просматривалось даже малейшего намёка на творческий кризис - любители пощекотать себе нервишки и получить гарантированную порцию адреналина с восторгом воспринимали каждую новую книгу писателя. Содержательную планку он действительно поднял на крутую высоту, поэтому его успех закономерен. В «Пассажире» Гранже снова мастерски держит читателя на крючке. События начинают разворачиваться в Бордо, где совершено жуткое убийство. Кровавая инсталляция - массивная голова быка, водружённая на накачанного героином бомжа, найденного на дне одной из ремонтных ям вокзала - явная отсылка к древнегреческому мифу о Минотавре. Накануне рядом нашли еще одного бомжа - он прятался в смазочной мастерской. Никаких документов, из вещей - телефонный справочник и разводной ключ, а главное - полный провал в памяти. Работающий с ним психиатр Матиас Фрер постепенно приходит к выводу, что у его пациента редкая патология - синдром диссоциативного бегства. Такому человеку кажется, что он начинает потихоньку всё вспоминать, а на самом деле его мозг с определённой периодичностью (например, несколько месяцев) создаёт (попросту выдумывает) новые личности, которые дистанцируются от событий прошлого. Через какое-то время у Фрера возникают подозрения, что и сам он «человек-матрёшка. Путешественник без багажа. Пассажир тумана». С этого момента повествование понесётся на сумасшедшей скорости. С учётом того, что роман довольно объёмный, в конце складывается впечатление, что вы преодолели марафон - только не бежали его, а неслись на американских горках. Оба главных героя - и упомянутый Фрер («человек невероятного ума и железной воли»), и капитан Анаис Шатле («засранка, плюющая с высокой колокольни на закон, хотя по долгу службы обязана его защищать») вызывают пёструю палитру чувств - от уважения, сочувствия до раздражения. Гранже убедительно показывает всю подноготную человека, загнанного в угол волею обстоятельств, привыкшего жить «с загипсованными мозгами» и отчаянно пытающегося выбраться из психологической паутины. Вместе с героями мы освежим наши познания в мифологии, строя различные гипотезы. Побываем на самом дне социальной иерархии - в ночлежках и приютах для бездомных со всеми их неотъемлемыми атрибутами - алкоголем, нищетой, насилием и жестокостью, а также заменяющими имена кличками наподобие Жестянки или Шампуня. Заглянем в заведение, где душевнобольных пытаются лечить с помощью живописи. Перенесемся на dating-вечеринки, устраиваемые клубами знакомств. Соприкоснёмся с миром парижских мафиози. И даже попытаемся пробить головой стену, чтобы хоть краешком глаза взглянуть на секретные программы военных и армии. «Пассажир» получился гипернатуралистичным, тягучим, жёстким триллером, где лучики надежды робко пытаются пробиться сквозь мрачновато-депрессивные тучи, но при этом увлекательным и запоминающимся. Возможно, некоторым всё это и покажется чересчур, для меня же все книги Гранже, прочитанные на данный момент (не поленился подсчитать - их уже девять) были отличным способом "разгрузить" мозги, не опуская при этом планку ниже определённого (довольно-таки высокого) читательского уровня.
8757