Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Бесы

Федор Михайлович Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним23 января 2013 г.
    Знаю твои дела; ни холоден, ни горяч; о если б ты был холоден или горяч!


    «Бесы» - исключительная, самая сильная книга Достоевского, квинтэссенция и вершина его художественного творчества («Братья Карамазовы» стоят особняком, принимая на себя роль завещания, сборника всех идей и размышлений писателя). Здесь наиболее законченное выражение получают основные идеи Достоевского, а трагедия героя – раздвоенной личности – вслед за Раскольниковым и Версиловым показана в Ставрогине с максимальной глубиной.

    Но глубина человеческой души не может быть выражена в обыкновенном человеческом быту, потому Достоевский всегда ставит своих героев в исключительные (скорее фантастические, чем реальные) условия; то, что некоторыми читателями, воспринимающими Достоевского поверхностно, принимается за истерию или фарс, но это всего лишь художественный прием. Отсюда и ещё одна особенность композиции романов Достоевского: повествование у него начинается после того, как нечто важное в судьбе героев уже произошло, а мы становимся свидетелями только последствий. В «Бесах» этот прием использован дважды: некие «роковые» события произошли где-то за границей, до начала сюжета, и одновременно сами события романа представлены как хроника - по истечении трех месяцев с того времени, как они имели место быть.

    Те же читатели часто сетуют, почему в романах Достоевского только преступления, грязь, жестокость и непроглядная безысходность, и нет ни единого «луча света». Это не так… В «Бесах» особенно ясно виден этот свет через тьму – в главе «У Тихона». Ужасны преступления Николая Ставрогина. Но еще страшнее его трагедия – трагедия безразличия, истощения необыкновенной личности от неумеренных стремлений, не знающих границы и разбора.


    Я пробовал везде мою силу... На пробах для себя и для показу, как и прежде во всю мою жизнь, она оказалась беспредельною... Но к чему приложить эту силу – вот чего никогда не видел, не вижу и теперь...


    Да, это «темная душа». Но свет, «образ и подобие Божие» не погибли совершенно даже в этом ужасном человеке – потому, что он способен на страдание… Вот только не дает Достоевский в «Бесах» ответа как прийти «темной душе» к свету, об этом он скажет в «Братьях Карамазовых».

    Да, этак писать о романе «ста страниц мало и десяти строк довольно». Довольно десяти строк об исключительности.

    7
    138