Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Atonement

Ian McEwan

  • Аватар пользователя
    Аноним25 августа 2021 г.

    "Если кто-то против этого ... , пусть скажет сейчас или замолчит навечно".

    Уфф... Прочитала. Прочитала быстро и уверенно, хотя и знала сюжет, просмотрев фильм по этой книге, увы, в уже далёком 2011 году.
    Эмоций и мыслей много. Попытаюсь всё разложить сейчас по полочкам.
    Начну с того, что рада появлению этой книги в моей библиотеке. Мне бы хотелось, чтобы мои дети лет в 13-14 её прочитали. Для развития ответственности, осознания важной роли каждого из поступков роман очень нужный. А в этом возрасте уже начинается рождение взрослого человека в подростке. И очень важно это помнить.
    Увы, об этом родители Брайони совсем забыли. А ведь это уже не дитя совсем.
    Брайони очень инфантильна. Она забыла, что ей уже не 2 года, когда все обязаны были с ней носиться. Она - подросток с покорёженной психикой. В фильме она безумно раздражала, а при чтении было жалко. Её банально использовали взрослые. Не считая её ни личностью, ни родной душой.
    Герои в произведении неоднозначные.
    Иногда им сочувствуешь, иногда - совсем наоборот.
    Но их всех объединяет одно - их пустая жизнь.
    Сесилия цели нормальной в жизни не имеет, она богата, избалована родителями. Персонаж, в котором глазу нечего отыскать просто даже при желании.
    Робби - самая трогательная линия, на мой взгляд. Но он такой неоднозначный! И, разумеется, это хорошо для произведения, но герой симпатии не вызывает.
    За время своих злоключений он ни разу не вспомнил мать, хотя, учитывая, что это роман Брайони, это логично, наверное.
    Он носится с собой, со своей гениальностью и исключительностью. Он в сущности такой же, как Брайони, только он взрослый, а она - подросток.
    А чего он добился-то толком?)
    Ну, разумеется, бесконечно учиться за чужой счёт любому дураку понравится. Робби даже работать толком не хочет. Фантазии и фантазии. И вообще легко быть коммунистом под крылышком капиталиста:)
    Второстепенные герои блёклые.
    Ещё из минусов я бы добавила глупейшую эротическую сцену в библиотеке:)
    Я бы её вырезала. Не вижу ничего откровенного в ней. Об этом подростки уже в 12 знают (и поэтому я не верю, точнее, сомневаюсь в наивности Брайони).
    Эротика в литературе может быть грубой, может быть жёсткой, циничной. Но она должна быть умной, иначе это уже не эротика, а пародия на неё.
    Теперь ещё о минусах, минусах чуть поменьше. Композиция отлично продумана, чередования речевых зон героев на десятку с плюсом, хронотоп (пространственно-временная организация) многослоен и почти безупречен, переходы филигранные просто (мало кто из нынеживущих авторов с таким может полноценно совладать). В общем, я наслаждалась в техническом плане... Но!
    Но, читая первую часть, я постоянно вспоминала романы Вулф (и не удивилась, увидев её имя в последующих эпизодах), мелькали порой за поворотом бороды Фаулза (психологизм очень близкий) и Лоуренса (сцены с Робби в его спальне (отличные, к слову) , сцена в библиотеке - по духу очень близки лоуренсовской эротике). А финал так вообще мне увиделся тонкой аллюзией на судьбу Айрис Мердок.
    Финал тоже к минусам можно записать.
    Это прямо как ироничная стариковская насмешка над собственной болью. Неоднозначно. Вроде сильный момент, глубокий... Но никакой сатисфакции у читателя, я полагаю, не вызывающий. Точнее, у меня не вызвавший.
    Но несмотря на все эти минусы, роман получился, хоть и во многом вторичный, но неплохой. Он вызывает чувства, мысли, вопросы. Оставляет послевкусие, которое мотивирует продолжать о нём размышлять после прочтения.

    Кому я посоветую эту книгу?
    1) однозначно поклонникам тех писателей, кого я упомянула;
    2) любителям жанра военной драмы;
    3) ценителям Марселя Пруста (веет буквально именно им от многих философских вопросов, которые всплывают в книге);
    4) любителям многослойных романов с высоким градусом интертекстуальности;
    5) может, даже фанатам постмодерна.

    В заключение хотелось бы эмоционально и банально высказаться. Всему своё время, как заметил один старый мудрый еврей. Всё надо делать вовремя. А самое главное - вовремя делать то, что должно. Потом - это потом. Мы смертны. Потом может и не наступить.
    Хочешь написать роман? Пиши сейчас.
    Картину? Беги за материалами и твори!
    Любишь? Так откройся. Сейчас? Да почему бы и нет?
    А самое главное - стремись исправлять ошибки не отходя от кассы.
    Опоздавшее раскаяние порой - это как наконец-то найденные лекарства для уже умершего...
    Роман, на мой взгляд, именно о необратимости.
    Думаю, именно словом "Необратимость" нужно назвать было эту книгу.
    Вот странно. В романе самом. Именно в романе автора, а не Брайони, нет настоящего. Есть только вчера и есть завтра.
    Даже день рождения главной героини посвящён вчерашнему дню, по сути.
    Вот, наверное, почему такой безысходностью веет от романа: будущее отнимают старость и болезни, а прошлое уже так далеко, что его уже не исправить.
    А то, что здесь и сейчас - этого нет. Брайони их уловить не может. Получается, что она как бы и не живёт. Ни в одном моменте она не способна обрести реальное, подлинное, проживаемое ею всерьёз настоящее.
    И вот ирония!
    Настоящее, вечное настоящее обретают с её лёгкой руки (да и на самом деле это так и есть) только Робби и Си.
    Оставшиеся навеки молодыми, красивыми, обретшие настоящую любовь и подлинную глубину бытия именно в ней. Как ни парадоксально, но именно пережитые страдания сделали в итоге их целостными и придали смысл их жизни, хоть эти самые жизни и искалечили (вот такой парадокс). Для них не закончится ничто: ни лето, ни их молодое сильное чувство. Для них не наступит безумие и смерть. Они погибли, но перед этим пожили. Да, пусть недолго. Но это была настоящая жизнь. В противовес долгой жизни Брайони, за которой, словно привязанная к кошачьему хвосту банка, бренчало изуродованное прошлое...
    Может, в этом и была суть искупления?

    11
    937