Рецензия на книгу
Племя. Как выжить в мире тотального одиночества
Себастьян Юнгер
Аноним25 августа 2021 г.А что если мы свернули не туда?..
Если человек склонен к размышлениям и следит за тенденциями в литературе, он наверняка рано или поздно задумается: а почему сегодня так популярны попаданцы в условное средневековье?
Почему в книгах так часто происходят войны, революции и прочие массовые события?
А постапокалипсис? В чём причина популярности жанра, основанного на выживании горстки счастливчиков (или неудачников?..) в мире, уничтоженном ядерными взрывами, вирусом или внезапным изменением в спектре солнца?
Книга Себастьяна Юнгера «Племя» не затрагивает вопросов литературы, но она, тем не менее, даёт ответ в том числе и на эти вопросы. «Племя» поднимает неудобную, непростую и неприятную тему общества, заведшего себя в тупик.
Что может быть отвратительнее, чем узнать, что ты свернул не туда, и тебе нужно либо продолжать движение к неминуемому краху, либо разворачиваться и целую вечность топать обратно, чтобы потом ещё одну вечность искать правильный путь...
Именно в такое положение ставит нас «Племя».
Книга - не художественная. Это своего рода журналистское исследование, основанное на множестве документальных данных, личных бесед, опыте и размышлениях автора. Книга короткая - это её плюс и минус одновременно. Плюс в том, что читается легко и быстро, а про минус - немного ниже.
Автор рассматривает человечество, как единое целое, название которому вынесено в заглавие - Племя. Община, в которой все связаны общими целями и интересами, в основе которых - стремление выжить, сохранить себя, воспроизвести и защитить потомство.
В тексте приводятся примеры того, как живут дикие племена. Особенно много говорится об индейцах. Во времена колонизации Америки были случаи, когда индейцы брали в плен мужчин и женщин, приехавших из Европы. И вот парадокс - большинство из них потом не хотели возвращаться. А те, кого всё же вынудили вернуться, нередко потом бежали обратно, к индейцам.
Развитие цивилизации влечёт за собой всё большую оторванность индивида от общества. Пропадает необходимость трудиться сообща, пропадает ощущение того, что от твоих действий зависит благополучие племени, пропадает чувство, что если ты попадёшь в беду - о тебе позаботятся.
В этом растущем отчуждении автор усматривает корень множества зол. Депрессии, суицид, немотивированная агрессия, синдром ПТСР... Наше общество знает об этих проблемах и занимается их лечением, но лечению подвергаются симптомы, а не причина.
Человек больше не чувствует себя частью чего-то большего. Нужной частью. Важной частью.
Особенно интересны, на мой взгляд, исследования автором жизни людей в военное время и во время стихийных бедствий. Приводятся парадоксальные данные и невероятные, казалось бы, высказывания людей, переживших самый настоящий ад.
Например, в военное время резко снижается количество самоубийств и депрессий, что подтверждается статистическими данными. Но интересно даже не это. Интересно то, что говорят мирные жители, которым приходилось месяцами под пулями ползать за водой и в деловых костюмах готовить еду на костре во дворе жилого дома.
Они ненавидят войну, они признают весь ужас пережитого. И вместе с тем испытывают ностальгию. По тому времени, когда множество незнакомых людей вынуждены были объединиться с целью выживания. Когда делились последним, когда никто не был одинок, когда жизнь была простой и кристально прозрачной.
«Что бы я ни говорила о войне, я все равно ее ненавижу, - уточнила выжившая Ниджара Ахметашевич, после того как ответила на мои вопросы о ностальгии ее поколения. - Я скучаю по некоторым вещам из военного времени. Но я также уверена, что наш нынешний мир болен, если кто-то в нем скучает по войне. А многие именно что скучают».Наш мир - болен. И книга ставит категорический диагноз: наша цивилизация.
Тот путь, которым мы идём, с точки зрения Себастьяна Юнгера, ведёт нас к краху.
А от себя я бы добавил, что плоды того же дерева - эти бесчисленные попытки «убежать» от реальности в средние века, когда развитие цивилизации было ещё не столь значимым, когда личная храбрость, сила имели значение. Или, наоборот - в будущее, когда цивилизация рухнула, и горстка счастливчиков (или неудачников?..) сплотилась, чтобы выжить. Превратилась в Племя.
Книга эта, безусловно, спорная, и спорить можно до хрипоты, так и не придя к окончательному выводу.
И, тем не менее, «Племя» успешно по крайней мере в одном: оно предоставляет возможность посмотреть на привычные вещи под непривычным углом. Заметить оттенки и полутона, протянуть новые причинно-следственные связи. А это для книги - бесценно. Для любой книги, художественной или нет.
К минусам «Племени» я отнесу только её объём. Это скорее большая статья, чем маленькая книга. В ней не чувствуется завершённости, нет намеченных путей решения возникшей ситуации. Поэтому после прочтения остаётся чувство, что тебя, как Нео, разбудили, но Морфеус не прилетел тебя спасать. Ты понимаешь, что ты - один. И - всё.
Как убедить общество сменить курс? Или хотя бы модифицировать уже взятый? На этот вопрос автор ответа не даёт, скорее всего, потому что и сам этого ответа не знает. Книга даже не закладывает фундамент будущих перемен, не предоставляет проекта. Она лишь тычет пальцем в проблему. Но и этого, право, не мало. Ведь чтобы решать проблему, её нужно для начала увидеть.
Моя оценка книги - девять из десяти. Одна из тех книг, которые я бы советовал прочитать каждому. Не тот случай, когда нужно задумываться о литературных предпочтениях человека, его склонностях, вероисповедании, интеллектуальном уровне, национальности и т. д. Ведь каждый из нас в первую очередь - человек. А значит, эта проблема касается каждого.
До тех пор, пока общество разобщено, люди будут сходить с ума от одиночества в окружении непрерывно пиликающих уведомлений о новых сообщениях.
Люди будут вступать в сомнительные секты, потому что там им скажут, что они - часть чего-то большего, и что они - нужны.
Люди будут приходить в школу и на работу с оружием и устраивать бойню только ради того, чтобы общество обратило на них внимание, чтобы хоть на несколько дней они могли бы почувствовать себя живыми, настоящими.
Во всём этом виноваты не видеоигры и не японские мультики. Современное общество таит в себе глубокий изъян, разрыв, из которого непрерывно лезут чудовища.
Мы обречены уничтожить сами себя.
Или же у нас всё-таки есть возможность спастись?
6429