Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Conversations with Friends

Sally Rooney

  • Аватар пользователя
    Аноним25 августа 2021 г.

    i’m too old for this shit


    За последние несколько лет, среди всех прочитанных мною книг, сложно вспомнить что-либо хуже, чем этот бестселлер. На истину в последней инстанции, естественно, не претендую, но в «Разговорах с друзьями» не оказалось ни одного крючка, который бы зацепил. Хотя нет, вру. Я дочитала до конца с желанием понять, как нечто такое ультра обычное и пустое, стало популярным, успешным и взяло кучу литературных наград. Спойлер: книга написана и опубликована в нужное время для поколения с неоклиповым мышлением и восприятием информации на уровне тредов в Твиттере. Ваша мисс Марпл.


    Повествование ведётся от первого лица главной героини - студентки-поэтессы Фрэнсис. Она вместе со своей лучшей подругой и школьной любовью Бобби, знакомятся с успешной супружеской парой и влюбляются, каждая в свой объект обожания. Далее вся история крутится вокруг рефлексий Фрэнсис по поводу самоидентификации, влюблённости в женатого мужчину и всего, что так любит поколение Z: психические расстройства, кризис сексуальности, романтизация коммунизма, драмы на каждом шагу, гиперболизация абсолютно всего. И неважно, что у героев есть значительная разница в возрасте - они все ведут себя инфантильно, не умеют выражать чувства через рот и поэтому вертятся в вечном эмоционально-неустойчивом аду с попытками суицида и отрицанием реальности. 


     «Разговоры с друзьями» - это роман взросления, в положительных отзывах (их огромное множество и каждый раз у меня ощущение, что мы читали разные книги) пишут о том, что им откликались проблемы героини и они вспоминали себя в 17-20 лет. То есть, произведение для более зрелого возраста должно играть на чувстве ностальгии, но у меня все поступки и диалоги героев вызывали только закатывание глаз. Есть тонкая грань между наивной глупостью условной юности и непроходимой тупостью и нелогичностью в поступках. У Салли Руни - второе. В развязке романа, вроде как, героиня взрослеет, понимает, как вернуть в норму свою жизнь, но на последних страницах делает выбор, который просто перечеркивает весь эмоциональный рост и пережитый опыт. И учитывая отсутствие какой-либо попытки глубже показать мотивацию героев, то остаётся только финально закатить глаза. 


    Мне не то что не откликались мысли и поступки Фрэнсис и всех остальных, они дико бесили. Особенно по части коммунизма, как и многие современные молодые люди, которые уже не застали красное знамя на площадях, либо знают о нем из переведённых трактатов: пытаются бороться с мировым злом - капиталистической машиной. При этом, очень удобно отрицать все материальные блага и отказываться работать, когда ты живешь в собственной квартире в центре Дублина, за твою учебу и карманные расходы платят родители, а у любовника шикарный дом в пригороде и кофемашина последней модели. То есть, в прямом смысле, Фрэнсис осуждает богатство и шикарную жизнь своего партнёра, его жены и друзей, но при этом ей нравится проводить время на роскошной вилле и пользоваться разными бытовыми удобствами в домах этих богатеев. 


    Руни, конечно, хорошо удалось передать лицемерие, которое многие почему-то не замечают, когда активно борются против капиталистического строя, снимая видосики на последний айфон или игнорируя тот факт, что они живут в родительском финансово устойчивом гнезде, во время провозглашения планов на будущее, где нет места работе или громким заявлениями, что они ничего не должны государству или не хотят хоть как-то поддерживать корпорации. В таком случае, не мешало бы отказаться хотя бы от части тех материальных благ, которые предоставляет этот мерзкий капиталистический мир. Или честно признаться себе, что лучшей модели в реальности, пока что, нет. А то что было в прошлом - лучше всего похоронить на задворках истории.


    Отдельный повод для упоминания - это язык Руни. Сначала я думала, что дело в корявом переводе, просмотрела первоисточник. Но нет. Это настолько примитивно на всех языках, что хочется плакать. Естественно есть множество талантливых авторов, которые максимально простыми конструкциями писали настолько хлестко и пронзительно, что даже мысли не возникает сравнивать с витиеватым стилем Набокова или колоритом Памука - в пользу последних. Но здесь пазл не сложился совсем: ни в форме, ни в содержании. Диалоги глупые и пресные, атмосферы никакой, раскрытие персонажей на уровне сочинений в 7 классе о мотивации героев «Евгения Онегина»: «Он написал ей вот это, потому что, жена сказала ему то. Она не простила ему измены, потому что, вчера шёл дождь». 


    Если честно, то я все таки склонна к разному виду снобизма, поэтому, не доверяя себе на 100%, дала почитать и в переводе, и в оригинале, текст разным друзьям. Так вот, либо в моем окружении исключительно литературные снобы, либо мы все пришли к единогласному мнению, что это примитивная бредятина. Естественно, исключительно по нашему личному мнению. 


    12
    291