Рецензия на книгу
Вокзал потерянных снов
Чайна Мьевиль
Аноним24 августа 2021 г.Мрачный готический стимпанк с магией
Фэнтези — это понятно. Драконы, подземелья, туповатые мечники и хитрые маги. Научная космическая фантастика — тоже. Глубокий космос, пришельцы, иные миры. Но что читать, если “переел” обычной фантастики, но душа все равно требует чего-то непостижимого?
В таком случае вам поможет странная фантастика, в которой есть лишь одно правило — никаких правил. Книга начиналась по всем законам жанра — странно и мучительно. Но то, что случилось потом, заслуживает отдельного разговора.
Описать мир Чайны Мьевиля ох как непросто. И это здорово, на самом деле. Его мир не вписывается в односложные рамки, которыми описывается большинство фантастических романов.
А у Мьевиля не так. Местонахождение Бас-Лага неизвестно. Но это точно не будущее и не прошлое Земли. Неизвестно даже, находится ли Бас-Лаг в той же Вселенной, что и наша с вами. Просто есть такой мир -- и нет банально даже гарантий, что он круглый. Не удивлюсь, если в третьей книге Мьевиль скажет, что Бас-Лаг целиком помещен в левую почку космического крота.
Действие книги разворачивается в городе Нью-Кробюзон в атмосфере, которую многие рецензенты упорно называют стимпанковской. Стимпанк тут, конечно же, присутствует, но в книге намешано столько разного, что можно смело называть ее еще и фэнтези, и биопанком, и готикой.
Население города: люди-жабы, жукоголовые женщины, гуманоидные кактусы, вневременные пауки и это только персонажи первой пары глав. Дальше -- страннее.
Хочется отметить цельность истории. Сейчас, в ретроспетктиве почти месяц спустя после прочтения, думаю -- роман не мог закончиться никак иначе, хотя поначалу казалось, что ЧМ перегнул с трагедией. Книга бросает вызов героям и читателю и конечно же она не может не отобрать чего-то.
Чайна Мьевтиль заставил почувствовать меня снова ребенком. В смысле -- вспомните свое первое прочтение "Властелина колец", "Колеса времени" или другого “корневого” фэнтези. Когда вы ребенком знакомились с длинноухими и возвышенными эльфами, фанатами звезд и деревьев. Когда учились называть маленьких бородатых людей дварфами, а полулюдей-полудеревьев энтами. Когда-то это тоже казалось странным.
Какой бы политический подтекст автор не выражал в идее своего мира, он заставил читателя вникать, учиться и познавать выдуманный мир, не давая передышки ни на секунду. В другую фэнтези книгу ты приходишь, зная про мир авансом почти все -- замки-драконы-колдуны. А у него всё особенное. Всё новое. И это роднит для меня Чайну Мьевиля и нелюбимого им Толкина.
"Вокзал потерянных снов" ожидался как лютый психодел лишенный логики -- оказалось, что логика там есть, просто это мир новый от начала и до конца. За чуждыми декорациями скрывается волшебная детективная трагедия.
Чайна Мьевиль не боится экспериментировать и если читатель ему попадается под стать, то смесь получается очень удачной. Мне его эксперименты подошли, так что моя оценка -- 5 звезд на livelib.
Полная рецензия на YouTube.
13692