Рецензия на книгу
The Road
Cormac McCarthy
Desire2 февраля 2009 г.Если одним словом, то – гениально. Давно мне не попадалось ничего столь затягивающего, столь сильно погружающего в вымышленный мир автора, что порой казалось, я умираю от голода вместе с главными героями, отчаянно пытающимися сохранить в себе остатки человечного.
В предисловии к роману сказано следующее: «В журнале роман назван «Дорогой» - переводчик и редакция считают это название более соответствующим его смыслу. Не случайно в оригинале оно звучит «The Road», а не «The Path»: все действие происходит на неизвестно куда (скорее всего, в никуда) ведущей дороге, по которой бредут или едут разные персонажи, и у каждого свой путь, но объединяет их именно дорога». Так вот переводчик и редакция, на мой взгляд, неправы, т.к. отец и сын не все время бредут по дороге. Они прокладывают именно что свой собственный путь на юг, туда, где еще может быть тепло, сверяясь по обрывкам потрепанной карты. И действие романа происходит не все время на дороге, герои заходят в заброшенные дома, прячутся в лесу, идут через покрытые пеплом поля и сады. И персонажей на упомянутой дороге почти нет. Так, случайные путники, которые тоже ищут тепло и достаток, которых гонит голод (или настигает).
Действие разворачивается спустя несколько лет после глобальной катастрофы. Человечество находится на грани вымирания, если уже не вымерло. Отец и сын, неслучайно автор не дает им имен, чтобы усугубить собирательность их образов, держась друг друга, медленно продвигаются к южным штатам, чтобы переждать там суровую пост-апокалиптическую зиму. И чтобы не сойти с ума, один для другого становится символом жизни, смыслом, ради которого стоит держаться за ту самую жизнь, с которой уже простилась их мать и жена, не силах терпеть лишения, голод, холод и произвол. У отца есть револьвер с двумя патронами. Для себя он давно решил, кому именно они будут предназначены, когда придет время. И все же забота о мальчике, любовь к ребенку и родительские инстинкты держат на ногах его изможденное тело. Продвигаясь все дальше и дальше, отец и сын лишаются иллюзий о лучшей жизни с других местах, однако детское восприятие мира, его непосредственность и восторги по самым ничтожным поводам, его сочувствие к даже не заслуживающих того людям, вынуждают отца просыпаться каждый день, вставать и идти вперед к намеченной, но все же призрачной цели. И эта гонка за мечтой – их последняя надежда. А надежда, как говорится, умирает последней.
Маккарти сравнивают с Хемингуэйем, Солом Беллоу, Уильямом Фолкнером, Доном Деллио, Томасом Пинчоном, Джеймсом Джойсом, Марком Твейном и Джоном Стейнбеком. Впечатляет. Предыдущий роман Маккарти «Старикам здесь не место» (2005г.) благодаря братьям Коэнам обрел всемирную популярность. Экранизация «Дороги» тоже не заставила себя долго ждать, если верить данным imdb релиз запланирован уже на этот год. В главных ролях Виго Мортенсен, Гай Пирс, Роберт Дюваль... хотелось бы, чтобы сценаристы не исковеркали главную фабулу, скатившись в банальную демонстрацию противостоянии добра и зла.4584