Рецензия на книгу
Шантарам
Грегори Дэвид Робертс
Аноним20 августа 2021 г.скорее всего, много спойлеров
7 лет и 7 месяцев прошло с первого прочтения «Шантарама». Сегодня я почти испытываю к нему любовь. Потому, что это для меня некий символ первой «Долгой прогулки», когда еще никто не понимал, куда мы все пришли и зачем нам это надо. После «Шантарама» было множество и графоманских, и мерзких, и сложных, и неинтересных книг, из которых я смогу быстро назвать лишь несколько самых запомнившихся в том или ином качестве. «Шантарам» как событие не забудется никогда.
В отличии от «Шантарама» как художественного произведения. Перед началом чтения я попыталась напрячь свою память и набросать, что я помню из книги. Перечитала свою рецензию, которая не очень-то мне помогла, покрутила на языке имена Шантарам и Прабакер, попыталась составить какую-то картинку из женщины с зелеными глазами, Бомбея, наркотиков, оружия и войны, и как-то очень тяжело она у меня сложилось. Пришлось признать, что помню я только название, но не историю целиком. В процессе какие-то сцены вспомнились, что-то вообще вылетело из головы и казалось, что этого тут не могло быть (медведь? серьезно? почему медведь, зачем медведь? чем он мне так понравился при первом прочтении, что я даже про него в рецензии написала, кто из нас сошел с ума?), но самый большой удар ждал меня под конец книги. Потому, что мне моментально вспомнилась главная причина, почему мне так не понравилось это произведение в первый раз. И моментально же стало понятно, что до синей оценки «Шантараму» не суждено допрыгнуть, сколь много раз я бы его не перечитывала.
Не знаю, насколько имеет тут смысл что-то говорить о сюжете — кажется, что все уже знают, что это книга про беглого преступника Лина, попавшего в Бомбей. По большому счету, это емкое и достаточно полное описание того, о чем «Шантарам». Бомбей будет разным, вокруг будет много людей разного социального положения, герой будет совершать много странных поступков, еще больше рефлексировать на разные темы, а еще больше страдать от любви и снова рефлексировать.
Раз уж заговорили о герое (который вообще нифига не герой), то поговорю о восприятии персонажей. В прошлой рецензии я писала, что герои «безликие и бестелесные». В этот раз мне так не показалось, но я даже не знаю, комплимент это книге или все стало еще хуже. Лин, главный герой, страдалец века, который вроде как сбежал из тюрьмы и хлебнул вагон и маленькую тележку говна, ходит и сокрушается из-за любви к Карле и рассуждает на философские темы так, будто он закончил пансион для мальчиков-зайчиков. Ну и прям Мэри Сью какой-то, за что не возьмется — все у него получается! Окей, он писатель, герой автобиографичен, и, вероятно, автор знает, о чем рассказывает. Но видится мне в этом персонаже попытка если не в наглую соврать, то несколько приукрасить имеющееся положение вещей. Дидье и 7 лет спустя ассоциируется у меня с Депардье, и я совершенно не понимаю смысла присутствия данного персонажа в книге. Получается, он служит лишь связующим звеном между всеми героями, потому, что когда бы они не пришли в «Леопольд», Дидье обязательно окажется там. Хорошо, предположим, иначе не получилось и какие-то сплетни и новости могли быть переданы только через человека, который никуда не ходит. Но зачем, скажите на милость, читателю знать о его ориентации, и зачем он поперся с Лином к Мадам Жу? Что это дает книге? А ничего не дает, а я не люблю вещи без смысла. Перейдем к Карле, без нее не обойтись. В этот раз мне вообще не резало глаза от ее глаз, простите за тавтологию, даже не знаю, почему я докопалась до этих глаз тогда. А вот целиком как персонаж она меня в этот раз дюже напрягала. Если Дидье — перевалочный пункт, то Карла — загадка, а то какая книга без загадки. Ее история растянута на всю книгу, периодически Карла выпадает из истории, потом снова в ней появляется, и где-то между делом Лин совершенно случайно узнает подробности ее жизни, о которой она сама ничего не рассказывает, ну и без секса не обошлось, который, кстати, очень скудненько описан. Такой графоман, как Робертс мог бы поднатужится и сообразить чего посимпатичней. В общем, есть два героя и перевалочный пункт между ними. Дальше, кучка друзей-знакомых, встречающихся в «Леопольде». В этот раз от истории Мауриццо-Уллы и еще кого-то на М (простите, с именами у меня провал) я билась головой об стол. Сюжетная линия исключительно для объема, глупее и тупее которой не придумать, хоть включай музыку из «Деревни дураков». Следить за ней было тяжело, так как это как раз случай, когда герои совершенно неживые, происходящее с ними вообще неинтересно и не имеет никакого отношения к сюжету, но эту линию упорно тянут и дотягивают зачем-то аж до самого конца. Уж лучше б еще десяток страниц заняли войной, хуже бы точно не стало. В эту же кучку можно втиснуть Лизу, которая показалась мне хотя бы немного реалистичным и развивающимся персонажем, и пусть тема киношников выглядит примерно такой же дикой, как и тема с медведем, но хоть что-то. Остальных вычеркиваем за неприметностью, хотя в разряд того, что кажется инородным, стоило бы еще записать предложение на крыше поезда, но герои совсем не запомнились, хоть и были довольно активными участниками некоторых событий, поэтому, просто как факт.
Простите, кажется, рецензия превращается в бессмысленную простыню, но, во-первых, будем считать, что это подражание автору, графоманящему только в путь, а во-вторых, в первый раз я что-то пыталась выдумать посимпатичней, а сейчас меня уже ничто не остановит, поэтому я продолжу. Переходим в трущобы. Прабакер так и остался моей любовью. Вообще, часть книги до начала плотной работы с Кадером, вполне себе оказывается ничего. Не шедевр ни в коем случае, но более-менее читабельно, довольно интересно, другой мир, разные социальные прослойки, удивительное сосуществование трущоб с городом — вполне себе ничего. Глава трущоб — вполне адекватный товарищ, в противовес Кадеру живущий сегодняшним днем и решающий проблемы так, как он может, дающий людям сколько может, при этом обладающий уважением. Обитатели — простые люди, которые умудряются радоваться простым вещам, а если уж горюют, то от всей души. Продолжая о Прабакере — всем бы нам такое жизнелюбие и человеколюбие. Да, может иногда с перебором, меня вот напрягают слишком жизнерадостные люди, особенно, когда хочется убивать, но все же крутой персонаж, уж не знаю, насколько реально существовавший, но получившийся достаточно живым и приятным. Впечатлила сцена суда над пьяницей, избившим жену, при чем, с одной стороны, это какой-то дикий самосуд, а с другой — может быть так оно и правильно было. Вообще инородной показалась история с Голубыми Сестрами, как-то она в очередной раз там не к месту. Были еще трущобные жители, но как-то они в общей массе воспринимаются, поэтому о них закончим.
Ну и как без пары слов о мафии и злодеях, но зато это почти всё и будет коротко. Тут ничего нового я не добавлю. Неправдоподобные философствующие мужики, неотличимые один от другого, поклонение Кадеру, которого, как оказалось, многие и не поддерживались, но зато с виду все было чинно-благородно, сами измышления Кадера, которые будто паблик с цитатками полистал — серьезно, уважаемый Грегори Дэвид? Может, я как-то по фильмам не так представляю мафию, но в реальности она явно далека от той, что показана в книге. Как только Лин начал погружаться в их деятельность, сложилось ощущение, что кто-то вдарил по тормозам и дальше началась дорога, полная ям и камней, по которой читатель еле тащится, боясь разбить свою машину. Здесь все неизменно — мрак полный.
Отдельно снова выделю войну, потому, что меня прямо бомбит от этой части! Гийота читался задорнее, чем эта часть. Невыносимо скучно, категорически неинтересно, такое ощущение, что автор составил себе список того, что должно быть в книге, и война вообще никуда не ложилась, поэтому он забил и просто положил то, что левой пяткой написал. Кто там умирает — непонятно, кто хороший, кто плохой, кто помогает, кто подставляет — не разобраться.
Зато я оценила тюремную тематику, в этом году мне то и дело попадаются книги о тюрьме, и версия Робертса была вполне ничего. Я не знаток тюрем, но и о побеге, и о непонятном заключении читать было интересно.
Все, я устала, и как Робертс накатал такую длинную книгу? Резюмируя — не так плохо, как показалось в первый раз (вероятно, за эти годы я читала и больший шлак), не так хорошо, как бы хотелось (вероятно, в книге ничего не изменилось, чтобы стало сильно лучше). «Тень горы» все еще хочется прочитать. От прочтения «Шантарама» все еще хочется отговаривать нечитавших.
304,2K