Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

A Clockwork Orange

Anthony Burgess

  • Аватар пользователя
    blacksun9218 января 2013 г.

    Свобода выбора, говорите?


    Человеческую жестокость принято называть «зверской», тогда как животные никогда не бывают жестокими.
    Дьёрдь Лукач

    Книга известная. Фильм тоже. Периодически случаются пики популярности, когда о них много говорят, ну, или мне так кажется. В недалеких 2000-х каким-то случайным образом книга попала и ко мне. Как раз во время обострения юношеского максимализма, тех самых "надцатых". Прочитала очень быстро и испытала культурный шок.

    Наверное, все хотя бы приблизительно знают сюжет, кто-то слышал, кто-то где-то читал отзывы или описание. А кто совершенно не в курсе, извиняйте, спойлеров не будет, но озвучу основную проблематику, до которой лучше дойти самостоятельно.

    Отмечу отдельно, сцены насилия не вызывали какого-то отвращения. В объективной реальности мы имеем гораздо более явные и радикальные проявления жестокости молодежи, тем более сейчас, за последние лет пять ситуация ухудшилась в разы.
    А вот в мое время...

    Конечно, главная идея - это свобода выбора. Все описания после лечения главного героя по программе перевоспитания должны наводить нас на сопереживание, сочувствие и прочую сентиментальную ерунду. Ах-ах, мальчик не может справедливо ответить, когда его обижают (обращаю внимание: обижают те люди, которых он сам когда-то не пожалел!), ах-ах-ах, как же так, свобода выбора - это неотъемлемое право человека по рождению! А в конце Бёрджесс подталкивает нас даже к оправданию главного героя! Ведь, оказывается, он был просто молод и глуп! Любой в его возрасте


    всего лишь вроде как животное, что ли. Нет, даже не животное, а скорее какая-нибудь игрушка, что продаются на каждом углу, – вроде как жестяной человечек с пружиной внутри, которого ключиком снаружи заведешь – др-др-др, и он пошел вроде как сам по себе, бллин. Но ходит он только по прямой и на всякие vestshi натыкается – бац, бац, к тому же если уж он пошел, то остановиться ни за что не может. В юности каждый из нас похож на такую malennkuju заводную shtutshku.


    Не могу поспорить, что молодость - время проб и ошибок, пора приобретения опыта, становления личности. Но должны же быть рамки?! Никто не безгрешен, я, вы, да кто угодно наверняка несет за собой свои темные истории, но грабить, насиловать, убивать? Да еще и с таким нарочитым цинизмом, особой жестокостью, я бы сказала. Уже сейчас, спустя несколько лет, я допускаю мысль, что, возможно, это авторская гипербола? Показать самое днище низменное, а потом подарить надежду на исправление? Ведь история о парнишке, который пил-курил-пару раз подрался-и трясущимися руками отжал телефон в подворотне, наверное, была бы не так интересна и не вызвала бы такого резонанса. Но как бы там ни было, имеем то, что имеем.

    Отдельного обсуждения заслуживает другая, для автора, полагаю, важная проблема, поэтому не буду затрагивать тему контроля со стороны власти, которая всегда, подчеркиваю, ВСЕГДА стремилась и будет стремиться обрести в лице народа податливое стадо без собственного мнения, ибо единственное желание пришедшего к власти - сохранить ее, разница лишь в методах. В этой книге меня трогает проблема нравственности.

    Люди меняются, да. Я верю, что у однажды оступившегося (опять же, без крайностей) есть надежда на "светлое будущее". Но всё же существуют границы, некие "точки невозврата", достигая которых, человек уже не может стать полноценным членом общества. А посему для таких, как Алекс... для маньяков, насильников, педофилов, убийц, единственный путь исправления - на рудники. С паршивой овцы хоть шерсти клок. Когда моралисты взывают к человечности, просят сострадания, надо им напомнить, что такие элементы не пожалели бы никого.

    Мы с Бёрджессом не сошлись в глобальном, но у каждого свое ИМХО, а в частности книга понравилась, цепляет.
    Для общего развития неравнодушных могу посоветовать фильм "Законопослушный гражданин", он справедливый.

    P.S. Часто я думаю о том, что было бы, не будь моратория на смертную казнь? Конечно, Россия это отдельная история, но если представить идеальную ситуацию, когда ищут действительно виноватых, а не вешают на кого попало, один убил - казнили, второй убил - казнили, а третий задумался бы. По крайней мере, хочется верить.

    9
    18