Рецензия на книгу
Голод
Кнут Гамсун
Аноним18 августа 2021 г.Когда встречают и провожают по одёжке
После того, как героиня "Полубрата" в мае 45-го хорошенько натопила камин книжками Гамсуна, не читать "Голод" было нельзя.
...нищета очень обострила во мне некоторые наклонности. Я весьма сожалею, право, весьма сожалею. <> Бедняк всегда осмотрителен, следит за каждым своим шагом, подозрительно относится к каждому слову, которое слышит, всякий его шаг заставляет напрягаться, работать его мысли, чувства. Он проницателен, чуток. Он искушен опытом
Вот где-то здесь Гамсун, не понаслышке знакомый с голодом и бродяжничеством, нащупывал иррационализм, так занимающий его всю творческую жизнь. Его герой мечется между желанием создать нечто глубокомысленное и постылыми порывами плоти.Человек своей эпохи, интеллигент и писатель, не в силах заработать интеллектуальные трудом, превращается в бродягу. Всю книгу мы наблюдаем его оживленный внутренний монолог, который, по мере отказа героя от своих принципов, переходит напряженный конфликт двух ипостасей. Одна из них, порядочная до буквализма, всегда поступает и думает в соответствии с высокими идеалами гуманизма; вторая начинает понимать, что идеалы эти мешают ей выжить в прямом смысле слова. К примеру, торговка пирожками, которой герой отдал последние деньги, прогоняет его, когда он позже приходит и просит накормить его. Мясник, видя человека на грани обморока, даёт ему лишь кость.
Герой всячески пытается не замечать голода, не бежать, на запахи, как мышь на сыр. Он сидит в комнате, за которую нечем заплатить, с воображаемой свечой, которую не на что купить, и представляет, какую важную статью он напишет, и как все вокруг поймут, что он талантище. Вот только о чем же ему писать? Ещё недавно идеи буквально одолевали, а теперь лишь пустота. Куда всё подевалось? А ещё этот голод сдавливает горло. Бежать или лечь...
Поначалу "Голод" напоминает кафкианский абсурд. По мере нарастания голода читатель ждёт галлюцинаций и всего с ними связанного, как то в деве в чёрном можно увидеть и проститутку, и саму смерть. Но где-то к середине становится ясно, что роман удержится в рамках реализма, в том смысле, в каком в них остались Эдит Уортон или Эдвард Морган Форстер. Я бы назвала эту книгу конструктивной. По ней хорошо показывать студентам вузов путь героя и путь жанра.
Р.S. Когда в Москву привозили Мунка, и мы весело отстояли 5ч в очереди, "Ночной странник" понравился мне больше других. Неожиданные сочетания цветов, уверенная техника - поздние автопортреты художника шедевральны, а этот, на мой взгляд, лучший.171K