Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Im Westen nichts Neues

Erich Maria Remarque

  • Аватар пользователя
    Llewpard17 января 2013 г.

    Дело было на полевых учениях. Погода стояла отвратительная, сколько-то дней уже моросил мелкий такой, противный дождь. Наше отделение как раз возвращалось в полевой лагерь, все еле волочили ноги, все промокшие, все в грязи по уши. Навстречу нам попался лейтенант из соседней роты. Нормальный был парень, после военной кафедры пошел служить. Посмотрел на нас, понурых таких, и засмеялся. И сказал: "А вы что, думали, на войне как в кино? Постреляли немного, и сразу вам тут и банька, и девчонки красивые, и концерт для поднятия боевого духа? Так это только в кино. А на войне лежишь в окопе, в грязь лицом зарылся, лежишь и думаешь — лишь бы осколками не накрыло. И так лежишь целый день. А как обстрел прекратится, из грязи вылезаешь да начинаешь вшей давить. А потом снова обстрел. И так кучу дней подряд". От усталости я тогда как-то плохо воспринял его слова, только краешком сознания. А сейчас вот вспоминаю и думаю: "Наверное, он тоже читал Ремарка".

    Ремарк пишет как раз о такой войне. Не приукрашивая (как это часто делают в фильмах), и не нагнетая (как это тоже часто делают, особенно в последнее время). Он пишет о бесконечных обстрелах, когда ты понимаешь, что в любую секунду ты можешь поймать свой осколок. Об атаках в полный рост, когда одна пулеметная очередь может скосить весь твой взвод. О раненых, которые могут умирать по несколько дней, стонать и кричать сутки напролет, а их даже не получается отыскать под трупами. О вшах за воротником, ампутированных ногах и руках, выжженных газом легких.

    Наверное, к этому нельзя привыкнуть. Но можно на этом не зацикливаться — иначе просто сойдешь с ума. Именно так и поступают герои Ремарка. Они едут на передовую, готовые ко всему, а после смены отходят назад, наслаждаясь отпущенными им днями отдыха так, как умеют. Они могут отпускать плоские шуточки, могут украсть и зажарить гуся, могут проучить офицера, который когда-то издевался над ними в части — потому что наказания страшнее, чем фронт, все равно не придумать, ведь даже несколько дней в карцере воспринимаются лишь как отдых. "Мы шутим не потому, что нам свойственно чувство юмора, нет, мы стараемся не терять чувства юмора, потому что без него мы пропадем", — говорит сам Пауль Боймер, от лица которого и ведется повествование.

    Знаете, есть книги, которые читаешь — вроде, и интересно, и почитать приятно, и написано как следует. Но все равно понимаешь, что так могли бы написать многие. А иногда начинаешь читать и с первых же предложений, даже не глядя на обложку, можешь сказать — это написал Ремарк. Или — это написал Маркес. По-моему, именно это и отличает великих авторов от просто талантливых. Ремарк, безусловно, великий. Все его книги пропитаны... Сложно подобрать правильное слово. Усталостью? Равнодушием? Безразличием? Да, пожалуй безразличием. Его герои уже через столькое прошли, столько всего повидали, что им все безразлично. Даже желание выжить у них уже притупилось, ушло куда-то вглубь. Какая разница, если на войне все зависит лишь от удачи? Повезет — проживешь еще один день, не повезет — погибнешь. "Меня могут убить — это дело случая, — говорит Боймер. — Но то, что я остаюсь в живых, это опять-таки дело случая. Каждый солдат остается в живых лишь благодаря тысяче разных случаев. И каждый солдат верит в случай и полагается на него".

    Я бы не назвал "На Западном фронте без перемен" своей любимой книгой Ремарка. У него есть... Хотел сказать, есть более сильные произведения, но подумал — да куда уж сильнее? Все книги Ремарка сильные, атмосферные. Но есть более цепляющие — вот так будет, пожалуй, верно. Когда я читал "Время жить и время умирать", к примеру, или "Три товарища", у меня несколько раз комок к горлу подступал — там были сцены, от которых хотелось плакать. Но это лишь потому, что нечто подобное доводилось переживать и мне самому. Я невольно вспоминал какие-то моменты из своей жизни, переживал их заново — и это бередило душу.

    То, что описано в "На Западном фронте без перемен", мне переживать не приходилось — и мне хочется верить, что и не придется. Потому что война — это страшно. Когда парням, вырванным со школьной скамьи, дают в руки винтовки и приказывают убивать — это страшно. Когда сотни солдат идут в атаку, падая под пулеметными очередями и градом осколков — это страшно. Жаль, что у нас в школах так мало внимания уделяется зарубежной литературе — этой книге Ремарка, как и многим другим его произведениям, однозначно место в школьной программе. Ну и, само собой, на книжной полке всякого уважающего себя читателя.

    15
    90