Рецензия на книгу
Хладнокровное убийство
Трумен Капоте
Aftsa16 января 2013 г.Отраженная реальность
Отраженная действительность - сущность действительности, преувеличенная правда.
Т. Капоте "Хладнокровное убийство"
Творческий метод Трумена Капоте заключается в подробнейшем описании какого-то предмета из "рамки", являющимся воплощением окружающей действительности - слишком объемной, чтобы ее можно было в должной мере описать полностью. Об этом автор нам рассказывает в эпилоге к самому знаменитому его роману - "Хладнокровное убийство".Роман этот стал безумно популярен по всему миру не потому, что, по сути, является документальным исследованием реальных событий. Признание публики работа получила благодаря своему детализированному и беспристрастному психологизму. Не позволяя личному мнению окрасить констатацию фактов, автор так же не забывает ни о литературной ценности его строк, обогащая свой язык приятной плавностью метафор и эпитетов, ни о детективной составляющей произведения, всегда оставляя место для слегка волнующей атмосферы напряжения и интриги. Казалось бы, суть истории давно известна всем из газет, но ведь главная загадка состоит не в том, что убийца дворецкий, а в том, что есть само так называемое "хладнокровное убийство" и как подобное событие отражается на обществе.
Первоначальный замысел - отразить тихий небольшой городок, состоящий исключительно из добропорядочных соседей, превращающимся в кипящий улей под воздействия страшного и необъяснимого события: жестокого убийства самой уважаемой семьи в округе - незаметно расширился до детальной препарации мировоззрения "убийцы" и "жертвы", попытки проникнуть в колыбель формирования личности и объяснить природу жестокости. И если для современной психологии теоретическая часть данного исследования может показаться довольно спорной, то фактическая разборка сюжета на мельчайшие составляющие будет актуальна до тех пор, пока человек остается человеком.
Используя "метод рамки" Капоте предоставляет на суд читателя множество персонажей и деталей, отображающих в себе настолько огромную общую картину, что на первый взгляд камерная история приобретает чуть ли не шекспировский размах, одновременно описывая и американское общество тех лет, и извечные проблемы человечества. Экстравагантный писатель умело балансирует между богатой языковой палитрой (позволяющей описывать реальность не только буквально, но и интонационно) и сухостью документального исследования, в основе которого лежит исключительно долгий кропотливый труд по изучению каждого незначительного предмета, каждой незримой ниточки, ведущей от следствия к причине. В результате же восторженный читатель получает роман, в котором сложно назвать хоть строчку "творческим преувеличением", призванным гипертрофировать факт до состояния символа, но тем не менее каждая строчка является той самой преувеличенной правдой, выжимкой из реальности, отражающей в себе столь важную для любого думающего суть.
834