Рецензия на книгу
Ноктюрны. Пять историй о музыке и сумерках
Кадзуо Исигуро
Аноним14 августа 2021 г.Музыка, вытесненная реальностью
Неоднозначная книга, которая нередко испытывает читательское терпение. Впрочем, для моего терпения испытанием были только первый и четвертый рассказы. К остальным (второму, третьему и пятому) это не относится. А позже и первый хорошо пошел (особенно под конец), из чего я сделала вывод, что стоило бы его лишить первенства и дать читателю втянуться в повествование, в атмосферу книги сначала на рассказах, обладающих более быстрым темпом (второй, третий). И, с моей субъективной точки зрения, пятый.
Под быстрым темпом я понимаю более динамично и живо развивающиеся события, во втором рассказе объективно темп чтения усилится на уморительной сцене, когда главный герой, имитируя соседскую собаку, устраивает квартирный погром.
Занудным же как "волынка" повествование, видимо, становится тогда, когда превращается в наблюдения за происходящим вокруг и воспоминания главного героя, переполненные подробностями, которые до определенного момента, казалось, ни к чему не ведут и являются лишь праздными воспоминаниями скучающего музыканта, что напомнило "Тошноту" Сартра. (И это прекрасно передает натуру непрактичного, и, что греха таить, немного нетвердо стоящего на ногах, творческого человека, который является душой этого текста.) Именно во время этих созерцаний главного героя, читатель меньше кого бы то ни было может "слышать" исполняемую им музыку, и вынужден следовать мыслительному потоку музыканта, для которого собственное исполнение стало рутиной, а вся исполняемая композиция - белым шумом. Вот почему я назвала свою рецензию "музыкой, вытесненной реальностью".
В целом можно сказать о книге, что музыка тут соперничает с реальностью с большим перевесом в сторону последней. Я явно встречала в своей жизни и гораздо более музыкальные книги, которые действительно "звучат" как музыка. Эта не принадлежит к их числу. Настоящее исполнение тут противопоставляется посредственному ("Виолончелисты"), талант без характера (и, как ни абсурдно, подходящей внешности) характеру без особого таланта ("Ноктюрны"). Здесь простодырый музыкант противопоставляется предприимчивости и амбициозности, стремлению к успеху, противопопоставляются "философии" антиподов ("И в бурю и в ясные дни"). Хотя правильнее сказать, что у главного героя нет никакой философии - он просто непрактичен, не амбициозен, не целеустремлен, и, возможно, не уверен в себе, хоть и одаренный музыкант.
Можно подумать, что главного героя я сейчас охарактеризовала как собирательный образ, ведь тут не один главный герой. Ан-нет. Если присмотреться, то можно довольно отчетливо увидеть, что у героев, рассказывающих все эти истории от первого лица - один и тот же прототип, которому Исигуро предпочитает давать разные имена, а в руки - разные инструменты (гитара, саксофон), иногда немного (действительно только немного) меняя факты биографии, но не меняя его натуры, его характера, выраженной интонации его повествования, которая вызывает тягостное ощущение и периодически также действует на нервы.
Более того, очень много похожего между двумя супружескими парами, которые находятся в дружеских или иных отношениях с главным героем - в первом рассказе это Линди и Тони Гарднеры, во втором - Эмили и Чарли. И те и другие - особенно их женская половина - напротив, очень амбиционы и практичны, по мнению (особенно Эмили) и на фоне которых главный герой плохо котируется. Обе пары приходят к кризису в своих семейных отношениях, и в обоих случаях главный герой принимает участие в том, чтобы наладить их отношения, своих, собственно, не имея.
Последний рассказ "Виолончелисты" прежде всего мне понравился главной идеей: не надо быть музыкантом, чтобы очень тонко понимать, чувствовать музыку, чтобы остро различать, где игра посредственная, а где настоящая. И, если ты учился у авторитетного преподавателя , это также ещё ни о чем не говорит.
Признаться, этот отзыв я написала без энтузиазма, поскольку ничего похожего на энтузиазм книга во мне не вызвала.
01:19Orchestras duke it out in San Marco, Venice
Музыканты на площади Сан Марко в Венеции играют "А нам все равно".
32799