Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Отчаяние (аудиокнига MP3)

В. В. Набоков

  • Аватар пользователя
    Аноним14 августа 2021 г.

    Роман можно назвать сложным по сравнению с другими того же автора, но он вовсе не недоступен рядовому читателю. Сюжет местами напоминает то детектив, то криминальную драму. Берлинский коммерсант Герман Карлович, отправившись в деловую поездку, совершенно неожиданно сталкивается с человеком, как две капли воды похожего на него самого. Зовут незнакомца Феликс и он безработный. Герман заводит знакомство со своим двойником, дает ему свой адрес и начинает придумывать гениальный план того, как можно задействовать их сверхъестественное сходство.

    Это будет убийство, в результате которого Феликс умрет, а Герман перестанет существовать юридически - все будет подстроено так, будто убили самого Германа. И хотя финансовое положение героя довольно плачевно, а инсценировка своей смерти выглядит как ловкий способ уклониться от уплаты налогов, истинная цель Германа не в этом. Убийство должно стать не грубым решением финансовых проблем, а актом искусства, который можно будет считать шедевром, если подмену не заподозрят. Вот только действительно ли Герман настолько гениальный творец, каким себя считает? Насколько вообще адекватно человек может оценить сходство другого человека с самим собой и есть ли вообще такие цели, ради которых можно жертвовать моралью?

    Неправильно отождествлять главного героя и автора, но видится мне в изображении Германа много набоковской самоиронии. Мы часто прощаем гениям их некоторую оторванность от реальности, потому что соприкосновение с иными, более идеальными мирами их фантазий дарит нам замечательные вещи: книги, картины, музыку, да пусть даже шахматные партии. Но что, если проникнуть в эти миры захочет заурядность? Нет, даже не так: что если, творя искусство, ты умеешь полностью отрываться от жизни подобно гению, но потом, когда работа завешена, оказывается, что ты вовсе не гений, а заурядность? Прямо-таки чувствую в этом произведении вечные экзистенциальные муки всех творческих людей.

    Роман действительно звучит на пронзительной, отчаянной ноте, а герой неприятен не потому, что фу-фу, нехороший человек, а потому, что в один день можно стать кем-то подобным ему. Перепутать искусство и жизнь, пустить знакомых, близких, любимых в мясорубку своего творчества. Впервые в жизни задумываюсь о том, насколько опасно относиться ко всему вокруг как к материалу для своих произведений или, если не повезет, «произведений».

    Ну а Набоков здесь сложен, но близок и прекрасен как никогда.

    4
    442