Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Mythos: A Retelling of the Myths of Ancient Greece

Stephen Fry

  • Аватар пользователя
    Аноним14 августа 2021 г.

    Странная история случилась у меня с этой книгой. Сколько себя помню, меня окружали люди, которым повезло в самом детстве столкнуться с греческой мифологией и тут же влюбиться в нее - по большей части благодаря Николаю Куну и его фундаментальному труду по пересказу древнегреческих легенд. Все вокруг с такой теплотой вспоминали время, проведенное за погружением в жизнь олимпийских богов, что у меня рано или поздно просто не мог не появиться самый настоящий комплекс неполноценности. Пухлый томик Куна стоял на полке и в моей семейной библиотеке, но всегда находилось что-то более интересное моему детскому любопытству.

    В первый раз я сознательно решила познакомиться с греческими мифами в старших классах школы - и была страшно разочарована. Куча имен, сплетающихся в родословные настолько запутанные, что запомнить их все было бы равносильно подвигу Геракла. Куча историй - бесспорно, виртуозно увлекательных, но, по сути, представляющих собой сухой пересказ действий малознакомых персонажей, к большинству из которых остаешься равнодушным. Куча однообразных локаций, которые долго и часто безуспешно ищешь на карте. Одним словом, сказать, что я не разделила всеобщих восторгов - ничего не сказать.

    Потом, осознав роль древнегреческой мифологии в мировом искусстве, я столько раз пыталась брать ее штурмом - обращаясь то снова к Куну, то к другим пересказам, то к античным авторам, то к современным адаптациям. И каждый раз это было полезно, но безумно, безумно скучно.

    А потом я увидела книгу Фрая и подумала: о, может быть, это наконец ОНО? То, что заставит меня проникнуться пусть не любовью, но хотя бы интересом к античным сюжетам?

    Как выяснилось, нет. Чуда не случилось, хотя, нужно признать, Фрай сделал все возможное, чтобы стряхнуть пыль с древних историй и наделить героев характерами не рассказывая, но показывая их. Наши знания о том, что Гера ревнива, Арес вспыльчив и безрассуден, а Афина мудра, подкрепляются искрометными диалогами, которые, может быть, и не выглядят аутентично, но привносят в любой рассказ нужную долю юмора. Отдельное внимание Фрай уделяет этимологии и лингвистике. Узнать о том, какие современные слова произошли от древнегреческих и какие они на этом пути потерпели трансформации было очень любопытно.

    Но от самого формата пересказа Фрай не уходит - просто потому, что не имеет такой цели, о чем честно говорит во вступлении. В его книге скомпонованы и рассказаны новым образом все те же истории, без особого углубления в анализ их символики и трактовки. Я же, как внезапно выяснилось, после всех моих неудачных попыток подружиться с мифологией уже очень хорошо знаю сюжеты и даже (!) родословные богов и героев. Поэтому количество повторенной информации для меня значительно превысило количество новой, а того самого более глубокого анализа, от которого Фрай решил отказаться в пользу популяризации, очень и очень не хватало.

    Думаю, после стольких лет проб и попыток, настал, наконец, момент признать очевидное: сами мифологические истории оставляют меня равнодушной. Это не значит, что я отрицаю или принижаю их значение для европейского искусства, просто предпочитаю сюжеты пусть с меньшим количеством персонажей, но с большей их психологической отрисовкой.

    Книга хороша для первого знакомства с темой, но оценить, насколько она лучше своих многочисленных аналогов, я не в силе. Пожалуй, она живее, современнее, смешнее Куна и не замалчивает эротических и кровавых подробностей. Влюбленным в греческую мифологию тоже, скорее всего, понравится свежий взгляд на нее. Для меня же эта книга стала лишь утомительным повторением уже давно пройденного.

    5
    317