Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дом кривых стен

Содзи Симада

  • Аватар пользователя
    Аноним14 августа 2021 г.

    Кубик-рубика на манер хонкаку

    У вас будут все необходимые ключи. Но сможете ли вы найти отгадку прежде, чем это сделают сыщики?

    Ну как бы сказать... Кто убийца, мне стало понятно в момент совершения второго убийства. Но вот на вопросы "как?" и "почему?", я ответов не нашла.

    Роман принадлежит к жанру хонкаку - классический японский детектив, выросший на традициях западной остросюжетной литературы. и это достаточно молодой жанр, так как придумали его всего сорок лет назад. Содзи Симада, наверно, является тем, кто своим произведением "Токийский зодиак" проложил дорожку этому жанру туда, откуда он родом. Хонкаку появился с своей "колыбели", можно сказать.)) Моё знакомство с классическими детективами на японский манер тоже началось с "зодиака", и вот я вернулась к автору и прочитала второй роман цикла о расследованиях Киёси Митараи.

    Да, это следование канону в построении сюжета. Сначала нам представляют действующих лиц, затем происходит преступление и бравые сыщики пытаются его раскрыть, опрашивая присутствующих на месте событий людей, проводя следственные мероприятия и рассуждая на глазах у читателя о том, как же это могло произойти. И главное - мотив-то каков? Ничего не понятно. Что делать? Ввести в сюжет гения. У Агаты Кристи это незабвенная мисс Марпл и шикарный Пуаро, у Дойля это уникальный Шерлок Холмс, а у Содзи Симада - Киёси Митараи. Отличается он тем, что является предсказателем судеб, астрологом, частенько "улетает" куда-то в небесные сферы, бывает, что ведет себя эксцентрично и в целом слывёт чудаком. Прямо скажет и здесь он производит не самое благоприятное впечатление. Ну, совсем неблагоприятное. Абсолютно. Его принимают за ненормального. Хорошая уловка, особенно в случае, когда играть особо и не приходится.

    Так что же мы имеем? Убийства в закрытых комнатах, которые на первый, второй и даже третий взгляд невозможно совершить, отсутствие серьёзных мотивов у всех присутствующих, изолированность места преступления от остального мира, снежную метель, будто помогающую преступнику скрывать следы и звуки. Ни одной мысли насчет "как?". Ни одной мысли насчет "почему?".

    Автор предлагает поиграть и придумывает настоящую головоломку. Вот вам подробные описания мест преступлений. Вот вам даже схемы. Вот вам для подсказки версии полицейских, которые вы смело можете отсекать за полной несостоятельностью, но не пропустите намеки. Вот вам портреты всех присутствующих и столкновения между ними, что тоже никак не тянут на мотив. А вот вам ещё и Голем, несущий возмездие за страдания всего еврейского народа. Ну? Никак?

    Как я уже заявляла, убийцу я нашла. Ну, тут без вариантов, больше некому было. И весь роман я мучилась вопросами мотива и невозможности совершения того, что произошло. Хотя уже понимаешь, что дом такой неспроста. Совсем. Но вот наконец приезжает Киёси и быстренько всё разруливает, вступая с преступником в игру и побеждая его. И делает это с присущим японцам изяществом и особым философским подходом.

    Немного мудрено получилось с этими постоянными объяснениями, что и как расположено в доме, так как, если бы не схемы, со слов это всё представить было бы крайне сложно. Удивил, конечно, и размах - это ж надо такое орудие преступления соорудить! Но вот мотив первого убийства мне показался слишком притянутым за уши, а второго - ну, блин, ну очень благородно и очень по-японски, но как-то романтизирует несколько преступника. Вот кто тут у нас плохой мальчик? То-то же.

    Симаду буду читать и дальше однозначно, но с перерывами. Так как стиль один, подход один и от подобных головоломок, если браться за них подряд, можно устать и словить эффект повторности. Отдельно хочется отметить, что вроде всё по классике западной, но есть и своё, очень японское - менталитет, порывы и воспитание, образ мыслей. Ещё нечто особенное, но не из области "вижу", а из области "чувствую". Что тоже очень по-японски.

    51
    2,9K