Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Господа Головлевы

Михаил Салтыков-Щедрин

  • Аватар пользователя
    Аноним14 августа 2021 г.

    Подозреваю, именно из-за таких произведений русская литература снискала себе славу мрачной и депрессивной.

    Многие недолюбливают современную прозу за то, что там все очень много бухают, ссорятся и ненавидят друг друга. Специально для них существуют романы вроде «Господ Головлевых», где все то же самое оттеснено в реалии далекой дореволюционной (почти мифической) России.

    Перед нами настоящая русская семейная сага. Любопытное зрелище: прямо на наших глазах род провинциальных помещиков Головлевых будет медленно разлагаться и умирать. Три поколения семьи, построенной не на любви и уважении, а на стяжательстве и корысти. Целая галерея характеров, каждый из которых гаже предыдущего: «маменька» Арина Петровна, заинтересованная исключительно в приумножении и без того огромного состояния, делящая собственных детей на «угодных» и «неугодных»; ее сын Порфирий Владимирович «Иудушка», склонный к долгим бессодержательным беседам о божьей милости, но абсолютно инертный, когда дело доходит до реальной помощи; племянницы Аннинька и Любенька, которые стремились стать независимыми женщинами с собственным доходом, и стали ими - единственно возможным в те времена способом...

    И снова подтверждается мое первое впечатление о Салтыкове-Щедрине как о талантливом, но злом литераторе, который не просто смеялся над недостатками своей эпохи, а по-настоящему ненавидел их, временами умело заворачивая в бесконечные слои иронии и метафор. «Господа Головлевы» - не просто попытка высмеять или обратить чье-то внимание на пороки дворянского сословия, - это буквально медленно задыхающийся в безысходности крик. Гоголь в своем творчестве по большей части занимался тем же, чем и Щедрин, вот только первый каким-то образом умудрялся любить даже самых паскудных своих героев, чего про Михаила Евграфовича я при всем желании сказать не смогу. У него совсем другая тональность и, быть может, совсем другая степень назревания проблемы.

    Вот только в чем же эта проблема и сколь глубоки ее корни? Судя по отчаянию автора, институт семьи прогнил глубоко и основательно. Головлевы заинтересованы в поддержании связей ровно до тех пор, пока они так или иначе удовлетворяют их материальный интерес, и в то же время любое проявление родственных чувств расценивают как покушение на собственные богатства. Они много говорят о боге, но религия у них особая - в ней каждый сам за себя, а просьба о помощи равносильна богохульству - ведь так ты отмахиваешься от испытаний, ниспосланных тебе господом. В этой семье нет места тому единственному, что и должно отличать семью от всех остальных социальных групп - любви не по заслугам или по богатству, а просто по факту существования.

    Очень хочется верить, что спустя полтора столетия с написания этой книги мы все-таки продвинулись на пути решения этой проблемы. Хотя о путях решения нужен отдельный долгий разговор.

    7
    390