Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 1. Будденброки. История гибели одного семейства
Томас Манн
Lika_Veresk14 августа 2021 г.Падение династии
Любите ли вы семейные саги так, как люблю их я? Мне очень интересно наблюдать за взрослением героев, развитием их характеров с течением времени, хитросплетением их судеб. Это ж очень увлекательно – обнаруживать, как проклёвывается, словно росток из почвы, личность с её свойствами, чувствами, стремлениями, симпатиями/антипатиями, как в человеке проявляется родовое, семейное начало, как влияет на героя историческая эпоха, в которую ему довелось жить. Но вот что не устроило меня в этом романе – то, что автор в подзаголовке выдал «спойлер»: «История гибели одного семейства». Читаешь и ждёшь этой самой гибели, понимая, что спастись никому не удастся. А это, согласитесь, уже совсем иное «удовольствие». Эта предопределённость нависает над событиями и судьбами неумолимым роком. Не «Господа Головлёвы», конечно (такого мрака и безысходности нет у Манна), но всё же…
Семья Будденброков представлена четырьмя поколениями. Глава рода, Иоганн-старший – мудрый, деятельный, очень энергичный коммерсант, крепко стоящий на ногах, поставивший дело на широкие рельсы, достигший, казалось бы, прочного благополучия. Его сын – Иоганн-младший (Жан) – еще достаточно удачлив и деловит, но в нём уже нет независимости духа его отца, нравственной опорой для него становится религия. Практическая сметка и предприимчивость проявятся и в его старшем сыне, Томасе, однако у него уже не будет уверенности в собственных решениях, а позже появится страх перед жизнью, уйдёт вера в успех. Томаса очень заботит этическая сторона его деятельности, но он не находит для себя истинных духовных опор, укреплявших некогда его деда и отца, его постепенно одолевает душевная и телесная усталость. Его брат Христиан оказывается вовсе не «заточенным» под коммерческую деятельность, неприспособленным к жизни; человек не без способностей, он так и останется «пустоцветом». Сына Томаса, хрупкого подростка Ганно, пугает перспектива стать продолжателем семейного дела, он бежит от жизни в искусство, в музыку, которой предаётся с исключительной страстью.
Хлеботорговая фирма Будденброков существует с 1768 года и для семьи является «понятием священным». Всё, что происходит в семье, поверяется пользой для фирмы. Никто из Будденброков не волен в своем личном выборе, ведь главное для них – интересы семьи и процветание дела, что одно и то же. Готхольд, сын от первого брака Иоганна-старшего, в их представлении, предаёт семью, женившись по любви на «лавочнице». Томас не может составить счастье маленькой продавщицы из цветочного магазина. Тони не вправе откликнуться на любовь Мортена Шварцкопфа, сына простого лоцмана, что, впрочем, не вызывает у нее ни малейшего протеста: интересы семьи и фирмы – превыше всего. А ведь какими яркими были ее чувства! Она же через всю жизнь пронесла воспоминания о том лете в Травемюнде, постоянно цитировала суждения и фразы Мортена, всё это согревало Тони в трудные времена и сообщало ее жизни какой-то свет. (Замечу в скобках: в одной из рецензий сетуют на то, что Манн в финале, к сожалению, не устроил встречу Тони с ее былым влюблённым, ставшим врачом, хотя повод был изрядный – болезнь Ганно. А на мой взгляд – и правильно сделал, иначе такой поворот сюжета отдавал бы пошлой мелодрамой.)
Представители семьи с каждым поколением всё больше и больше утрачивают свою жизнеспособность – не только как фирма, но и физически.
Символичен эпизод, когда маленький Ганно, увидев в семейной тетради генеалогическое древо Будденброков, проводит под своим именем две черты. На строгий вопрос недоумевающего отца мальчик отвечает: «Я думал, что дальше уже ничего не будет». Считается, что художественно одарённые люди обладают даром предвидения. Вот и этот ребёнок, наделённый феноменальным музыкальным слухом и вкусом, фактически предугадывает конец Будденброков.
Действительно, так и выйдет: именно на нём прервётся этот некогда славный род купцов, предпринимателей, деловых трезвомыслящих людей. Сам Ганно, болезненный, слабый, чрезвычайно впечатлительный, так и не успеет стать Иоганном. Но уже и на предшествующем ему поколении заметна печать вырождения. Молодой умирает от болезни Клара, всякие хвори сопровождают чрезвычайно мнительного Христиана; болезненное состояние всё более и более усугубляется в Томасе. Единственным человеком, способным не терять присутствия духа в жизненных передрягах, оказывается Антония, пережившая два неудачных замужества, смерть младенца, крушение иллюзий (о ней, кстати сказать, было читать интереснее всего) и каждый раз находящая поводы для радости и способы воплощения своих планов. Но всё это касается лишь личной сферы. И ведь не женщине в середине XIX века поднимать пошатнувшиеся дела фирмы!Известно, что Манн в пору работы над романом был увлечен философскими идеями Ф. Ницше (да и кто из писателей рубежа XIX – XX веков им не увлекался?!). «Будденброки» несут на себе явную печать этих интересов, например, концепции Ницше о соотношении «здорового» и «упадочного» начал. Здоровое здесь связано с самой жизнью, с физической силой и крепостью, с жизненной стойкостью. Упадочное – это то, что несёт болезнь, разрушение. Это искусство, которым в романе вытесняется «здоровая жизнь». В этой связи наткнулась на парадоксальный фрагмент: описание ощущений маленького Ганно, исполняющего в день рождения собственное фортепианное сочинение, дано в ореоле неожиданных… эротических коннотаций. И это рассказ о чувствах восьмилетнего ребёнка! Конечно, это совершенно не случайно: так жизнь перестаёт быть «здоровой», «естественной», потому что подменяется искусством (да-да, та самая сублимация). И тем самым приближается к смерти. Но как же восхитительно, завораживающе пишет Манн о музыке!
Удивительно, что это дебютный роман молодого писателя: в нем вполне ощутимо не просто умение «лепить» характеры, но уже определенное мастерство. Сам он утверждал позже, что, по сути, его учителями в литературе стали русские писатели – Тургенев, Толстой, Гончаров. Их влияние действительно чувствуется – в неспешной манере повествования, в подчеркнутом внимании к внутренней жизни персонажей, в чётких пейзажных параллелях к разворачивающимся событиям. Видимо, сказалось и то, что книга написана на материале, хорошо известном начинающему писателю: фирма древнего купеческого рода Маннов из Любека тоже пришла в упадок, так как не нашлось продолжателя дела предков.
594,4K