Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Каждый умирает в одиночку

Ганс Фаллада

  • Аватар пользователя
    Аноним14 августа 2021 г.

    Роман «Один в Берлине» однозначно войдёт у меня в топ прочитанного года. Не побоюсь сказать: это была любовь с первой страницы! То, что книга мне, скорее всего, понравится, я подозревала сразу, как только увидела аннотацию. Я не из тех, кто ставит знак равенства между словами «нацист» и «немец», когда речь идёт о Второй Мировой войне, поэтому, конечно, было интересно почитать о тех, кто нашёл в себе мужество сопротивляться системе. Страшный конец был предрешён не столько авторским замыслом, сколько самой действительностью, тем не менее мне, как и главному герою, хотелось пройти весь путь до конца. Финал, между тем, обнадёживает: молодое поколение наконец-то смыло с себя грязь (во всех смыслах) и научилось чётко говорить: «нет!»

    Но больше всего меня, как ни странно, восхитили не столько тематика и проблематика романа, сколько сам авторский подход. И первым хочется отметить удивительно глубокое погружение в психологию каждого персонажа — независимо от его взглядов и жизненной позиции. Фаллада показывает ситуацию глазами самых разных людей: как бенефициаров режима и откровенных садистов, так и типичных приспособленцев и доносчиков, наконец, тех, кто не желает зла, но оболванен пропагандой. «Один в Берлине» — очень своевременная книга именно потому, что наглядно показывает не только механизм действия пропаганды, но и процесс постепенного «пробуждения» сознания: сначала человек замечает несоответствие лозунгов и реальности, видит несправедливость (но на этом этапе ещё старается гнать прочь любые мысли, которые могут поколебать душевный покой), наконец, происходит что-то, что перевешивает чашу весов, герой принимает страшную правду и затем — решает действовать. После прочтения книги так и хочется спросить себя: а что сделал ты? Или мог — но не сделал? И не «там и тогда» (как говорит аннотация), а здесь и сейчас.

    Во-вторых, понравилось то, что автор не считает читателя дураком и не тратит время, чтобы прописывать и без того очевидные детали и факты, позволяя догадаться о многих вещах ещё до того, как они будут «официально» озвучены. Так, например, уже по медленному шагу почтальонши мы понимаем, какое письмо с фронта она доставит в семью Квангелей. С другой стороны, Фаллада открыто называет вещи своими именами, чего только стоит сцена судебного разбирательства с пристрастным председателем и «шавкой-прокурором»!

    Конечно, мне бы хотелось, чтобы книга нашла путь в сердца как можно большего числа читателей. Я же, если представится возможность, с удовольствием познакомлюсь и с другими произведениями автора.

    8
    462