Рецензия на книгу
Ghostwritten
David Mitchell
Аноним14 января 2013 г.Лично у меня творчество Дэвида Митчелла вызывает восхищение. В своей книге «Литературный призрак» Д. Митчелл дает возможность взглянуть на мир иначе, более глобально, на масштабе мирового уровня. Звучит это странно и не понятно, но и его произведения далеко не простые.
При чтении этой книги, у меня постоянно возникало желание делать какие-то пометки, проводить параллели от одной истории к другой. Я ловила себя на мысли, что, начиная где-то с третьей истории, осознанно искала какие-то совпадения, знакомые имена… Хотелось не просто вникнуть в суть сюжета, понять смысл книги, но и «копнуть поглубже», как можно больше разобраться в мельчайших нюансах, понять что к чему и для чего. Это, конечно, сложный, но в то же время очень увлекательный процесс. Может, Д. Митчелл как раз именно и добивался такого глубочайшего проникновения в содержание книги, чтобы в результате та идея, которую он хотел донести, прошла через ум и сердце читателя.
Сама книга состоит из восьми ни чем не связанных, на первый взгляд, историй. Заключает все повествование девятая история, которая имеет самое прямое отношение к первой, но уже несет в себе некий отпечаток всего сказанного ранее.
Каждая история по своему уникальна и не похожа на остальные по стилю текста, и по тому, какие ощущения она оставит в твоем сердце. В одних героев влюбляешься и приятно удивляешься, когда они упоминаются в другой жизни другими людьми. Для меня таким героем стал Сатору Сонадо, молодой человек, проживающий в Токио, который подрабатывает в магазинчике коллекционных пластинок, увлекающийся игрой на саксофоне. Он трепетно относится к своему «уголку». В его понимании «уголок»- это внутреннее пространство, которое человек создает у себя в голове. И без которого невозможно спастись в бешеном ритме города.
Все решают эту задачу по-разному. Кто-то выбирает физическую нагрузку до боли, до седьмого пота, до изнеможения. Их можно видеть в спортзалах, в оснащенных тренажерами бассейнах. Они же бегают трусцой в маленьких вытоптанных скверах. Кто-то предпочитает другое прибежище — телевизор. Там нарядно и весело, там вечный праздник и не смолкают шутки, а законсервированный смех на всякий случай подсказывает, когда смеяться. Новости из-за рубежа обработаны с тонким расчетом: волновать, но не слишком, а ровно настолько, чтобы дать человеку повод еще раз порадоваться, как повезло ему родиться в своей стране. Под музыку вам объяснят, кого ненавидеть, кого жалеть, над кем смеяться.
Сатору для себя таким прибежищем называет джаз.
Джаз — самый прекрасный из всех «уголков» на свете. Краски и чувства там рождаются из звуков, а зрение ни при чем. Ты становишься слепым, но видишь больше.
Упоминание снова этого героя, но уже в «Ночном поезде», приятно меня удивило.
Некоторые истории читать сложновато, да и суть их довольно тяжела ( например, рассказ о «Святой горе»). Да и не все поступки и характеры различных героев вызывают в твоей душе одобрение…, а наоборот.
Хочу сказать, что все усилия и проделанная автором работа для меня колоссальны. Результат всего - восхитительная и ошеломляющая книга «Литературный призрак».532