Рецензия на книгу
Гарри Поттер и Дары Смерти
Дж. К. Ролинг
Аноним6 августа 2021 г.Параноик и его команда ищут сюжет
Гарри Поттер и Дары Смерти дочитаны.
Я перечитывала книги серии раньше. Первые четыре так точно. Единственная часть, перечитывать которую я не хотела, и которую отложила и не трогала больше вообще, после прочтения (а проглотила я ее в день выхода) — это как раз последняя.
И, читая теперь, я вспомнила, почему. И дело не только в максимально странной концовке (концовки длинных серий по определению никогда, ни при каких обстоятельствах не могут удовлетворить всех читателей), но еще и во множестве элементов по ходу дела. И это единственная часть, в которой развеивается огромная доля гаррипоттеровской атмосферы, а сюжет начинает казаться написанным на ходу.
Начнем с того, что седьмая книга лишена совершенно всей нафиг исходной атмосферы, за которую серию полюбили in the first place. Не потому что она там суровая какая-то, все мрут, гроб гроб кладбище малфой, изменение правил сеттинга на ходу и прочие веселые вещи… нет. Нет, потому что атмосферу книг в значительной степени делал не мальчик Гарри Поттер, не домовики с гоблинами из банка, не совы с Хагридом, который говорит как тупой. Атмосферу делал сам Хогвартс — уроки, новые моменты в магии, странные учителя, загадки старого замка. В последней части Хогвартса нет. Есть срачи, тайны Дамблдора-святого-и-пид*раса-сто-в-одном, убийства и классический фэнтези квест формата «ну партия героев куда-то идет».Мы с подругой каждый раз это говорим, но... Начиная с "Ордена Феникса" (по факту он и раньше это делал, но было не так заметно), Гарри впадает в маразм и видит везде теории заговоров. В этой части такой теорией стали Дары Смерти. Гарри прямо чуть ли не с ходу заявляет— Дамблдор хотел чтобы все Дары оказались в моих руках. И логическая цепочка о воскрешающем камне выглядит просто фантастически: снитч -> надпись на снитче "я открываюсь под конец" -> конец -> конец всего -> смерть -> открываюсь перед смертью -> открываюсь -> там что-то есть -> что мне может понадобиться?.. -> ВОСКРЕШАЮЩИЙ КАМЕНЬ.
И все смотрят на Гарри как на идиота, потому что помимо его "ну я знаю, я же так чувствую!" никаких предпосылок на тот момент к существованию даров смерти нет. А Гарри снова оказывается прав. Тут, конечно, всегда можно ввернуть теорию о том, что у него весьма себе неплохие способности к прорицанию, но это натягивание совы на дыру.Чем дальше в лес, тем фееричнее.
Подруга высказала очень умную мысль. If not for the nostalgic value, книги по ГП можно было бы разнести в пух и прах. Мир подстраивается под гг? Check. Герою в руки все плывёт как бы само по себе? Check. Он сам ничего толком не делает, все решается как-то само или чудом? Check.
При этом, с лёгкой руки автора, худшие моменты сюжета оказываются основными. Когда Гарри начинает бредить Дарами Смерти, его мыслительный процесс по уровню логичности один-в-один стул-конь-28. Ах, да: все его враги моментально тупеют, когда надо? Double check.Весь всратый квест по получению крестражей состоит из полутора элементов сюжета, между которыми герои находятся в состоянии ссорящегося охлажденного желе из трех человек. Фаза, когда герои шляются везде со злым зеленым амулетом и бесконечно срутся, не зная, что с этим амулетом делать… вы когда-нибудь ощущали себя внезапно потерянным в пространстве, смотрящим в пустоту и растерянно думающим — как я сюда попал? Что я делал? А кто я?
Вот это аналог этой части.Логика повествования палит две вещи в последней части книги: Роулинг, вероятно, не умеет вести сюжет (на момент написания этой части), который состоит не из блоков а-ля школьные семестры; в сюжете столько дыр, что я всерьез задумалась о тематическом гаррипоттеровском пледе крупной вязки, в котором в отверстия между ниток можно прокинуть виноградины.
Ну серьезно. Возьмем событие в банке к примеру.
Банк Гринготтс! Крепость коварных и гениальных гоблинов, которых не обмануть, банк, в который не проникнуть. Как наши герои туда заходят?
А просто. Мантия-невидимка и заклятие Империус.
То есть, поймите, по сюжету на входе проверяют людей только из-за повышенных мер безопасности при режиме Волдеморта. Обычно там никакие сканеры не стоят. То есть, можно просто пройти с сообщником, который пойдёт, например, в свой сейф, скользнуть за ним в дверь и там жахнуть гоблина Империусом и сказать "а теперь отведи меня в сейф богача".
В книге есть коварный снимающий магию водопад. Идея хорошая, но Роулинг тут же отмечает — это было сделано только из-за того, что гоблины ждали воров. То есть, в обычном режиме внутри нет ВООБЩЕ НИЧЕГО против магии, и реально можно тупо управлять гоблином, и все.
Ну и вишенка на торте — дракон. Офигенная безопасность, надёжная как швейцарские часы — агрессивный дракон на одной жалкой цепочке на лапке. Хватило одного лишь Релашио, чтобы сбить цепь. А Релашио — далеко не единственное заклятие, которым можно что-то разбить. Диффиндо ещё, как вариант. Наверняка есть ещё что-то о коррозии или плавлении.
И все. И бешеный дракон сразу же половину пещеры угрохал и улетел.
Гринготтс! Нет места надёжнее! Как сказала замечательная подписчица в моей читательской группе, от создателей «Хогвартс — нет места безопаснее!».Однако… можно без конца шутить шутки про то, как легко
проникнуть в Гринготтс, неприступную гоблинскую крепость денег,или шутки про то, что Пожирателей Смерти, как всегда, разносят полтора землекопа в лице побитых голодных школьников-недоучек… но по факту книга построена на вовлеченности читателей в мир. Основной контингент ярых обожателей ГП (если исключить тех, кто изначально упоролся по фильмам, а говоря именно о читателях) — те, кто взрослел с этими книгами. Для таких людей Гарри Поттер стал частью жизни.
И для них дороги эти герои и этот мир. И финальная часть истории может позволить себе быть нелогичной и всратой — смотреть будут на Гарри и его драму, на смерти родных персонажей, на то, как все развернется. И весь бред просто проглядят. И проглядели, заслепившись любовью.В этой части Крэбб и Гойл научились разговаривать. Роулинг о них вспомнила, ура.
Самый огонь в том, что Гойл тупой на уровне бээ-мэээ, а Крэбб разговаривает нежным девичьим голосом.Наконец, хочу сказать:
Фред умер так бесславно, что это как-то даже стыдно. Нафига умерли Люпин и Тонкс вместе — для драмы. Несчастный Люпин - сначала его весь Орден уговаривал жениться на Тонкс, А ОН ОЧЕНЬ НЕ ХОТЕЛ. Потом она, видимо, заставила его завести ребёнка, А ОН ОЧЕНЬ НЕ ХОТЕЛ. Он от безысходности даже к Гарри пришёл, мол, возьми меня с собой - я тебе ещё пригожусь! А его и тут заставили идти обратно.Во время битвы за Хогвартс, после того как
умерла большая часть взрослых защитников школы,в бой вступили самые страшные союзные силы - домовики с кухни и домохозяйка Миссис Уизли. И вот они то
и нанесли основной урон пожирателям смерти. Да. Всех самых злых и опасных злодеев, амбассадоров инновационной черной магии, самых жестоких и неуловимых существ мира Гарри Поттера, насмерть вилками заколола толпа домовиков с кухни.
Главный злодей, непревзойдённый волшебник, наследник Слизерина, он познал секреты магии, проник в глубины магической материи... просто упал и умер. Вот просто так. Упал. Умер. От шока видимо.10 из 10 битв за Хогвартс.
P.S.: Профессор зельеварения Невилл Долгопупс. Напоминаю, что на продвинутый курс зельеварения ходили 3 гриффиндорца: Гарри, Рон и Гермиона. Так что, это примерно как если бы я бросила изучать химию после 9 класса, но страшно любила биологию и поэтому стала преподавать химию спустя 10 лет. Логично? Нет.
291,1K