Рецензия на книгу
Вокзал потерянных снов
Чайна Мьевиль
Аноним10 января 2013 г.Мьевиль — услада для визуала и кинестетика. Его мир Бас-Лаг продуман до мелочей, поэтому с первых же страниц ты стоишь посреди города Нью-Кробюзона, растерянно крутишь головой, потому что всё слишком незнакомо, но «белых пятен» нет, все мельчайшие детали описаны, озвучены, объяснены. Можно нагромоздить много умных слов про жанр произведения («…фэнтези в альтернативном мире с викторианской технологией. Итак, это скорее не феодальное общество, а раннеидустриальное капиталистическое, с ярко выраженными чертами загнивающего полицейского государства» © Чайна Мьевиль), но на самом деле его не определишь иначе как небольшой статьёй, да и в любом случае каждый читатель сделает акцент на разном. Безусловно, это вымышленный мир, в котором есть и магия, и наука, изрядное количество биопанка, стимпанка и даже киберпанка — мультфильм или кинофильм получились бы просто превосходными по зрелищности. Однако разыгрывающиеся на такой красочной сцене события вполне себе современны и принадлежат к привычным нам литературным жанрам. Детектив, разборки мафии, социальные драмы, религиозные драмы, маленький человек, проблема выбора, проблема самоидентификации, наказание и раскаяние, неравные взаимоотношения, дискриминация, наркоторговля, полусумасшедшие гениальные ученые, политика, общество и жёсткая социальщина. В одной книге очень много всего, да и персонажей немало, поэтому круг проблем и охватывает сразу всё и вся. А ведь помимо персонажей разных рас (у каждой расы — свои заморочки) существуют ещё и такие жуткие вещи, как, например, переделанные — превращённые биохимиками в непонятные существа люди. Например, получеловек-полулошадь, или человек, совмещённый с каким-нибудь паровым агрегатом, с лишними руками и ногами, с гигантскими ножницами вместо конечностей, переломанный и изуродованный, биохимия может всё, что угодно. Очень страшно, что переделки применяются в качестве наказания, причём соотносятся с тем преступлением, которое совершил наказуемый. Так матери, убившей младенца, на лоб пересаживают его мёртвые крохотные ручки (напомнило Фриду, кстати, и её платочек), проститутку ставят на собачьи лапы, а ещё одну украшают сотнями грудей на каждом свободном участке тела.
Но самое интересное, конечно, — персонажи. Не читайте их описания, если ещё не читали роман, гораздо интереснее постепенно узнавать об их особенностях.
Айзек, один из немногих «просто людей» в романе, если маниакального до знаний учёного-гения можно вообще назвать нормальным. Темнокожий, тостопузый и здоровый, плюет на большую часть условностей этого мира… И, может быть, именно поэтому способен совершать чудеса в науке, которая, как известно, в этом мире успешно конкурирует с магией.
Лин — любимая Айзека, хепри. Хепри-самочка — значит, у неё вместо башки гигантский скарабей. Самцы-хепри, кстати, просто тупые жуки без человеческого тела. Говорить не может, но зато прекрасно общается жестами. Выросла в религиозной общине своего народа, где поклонялись туповатым самцам, потом сбежала и стала свободным художником, так как особые железы в жучиной голове позволяют ей творить скульптуры из застывшей «слюны».
Ягарек — гаруда, то бишь огромный птиц. У его народа есть только один закон — нельзя забирать свободу выбора другого существа. Мы только на последних страницах узнаем, как именно Ягарек забрал свободу выбора у своего соотечественника, но наказание страшное — его лишили крыльев, и теперь он отчаянно пытается найти способ вновь летать, потому что без неба он никто. За этим он и обращается в Айзеку, потому что ни один больше безумец не будет всерьёз решать такую проблему. Собственно, из-за этого все главные персонажи и ввязались в основную интригу романа.
Совет конструкций — ужасно заинтересовавшее меня существо. В результате компьютерного вируса (компьютеры на перфокартах в этом мире есть) родился искусственный интеллект наподобие Скайнет, который стал сам себя совершенствовать, развивать, перестраивать из всякого электрического хлама и обзаводиться сетью маленьких организмов-роботов, которые исследуют для него мир. В конце концов вокруг него собирается что-то вроде религиозной секты, с которой он общается при помощи трупа, с воткнутым в мозг гигантским проводом. Жуть.
Ткач — богоподобный трикстерный персонаж, который существует сразу во многих измерениях и обладает почти безграничным интеллектом. Эксцентричен донельзя, его милость иной раз хуже его немилости.
Ещё позабавили действующие в одной из сцен «кукловоды» (совсем как у Хайнлайна), которые похожи на червяков и полностью управляют существом, на котором паразитируют.Есть целая линия с революционерами-подпольщиками, тоже очень интересная. Но всё крутится вокруг другой проблемы, связанной, скорее, с жанром ужасов. Айзек начинает изучать всех летающих существ и случайно добывает личинку ужасного монстра, который тоже, как и паук, существует в нескольких измерениях, поэтому убить его очень трудно. А питается этот монстр мозгами людей — не в прямом смысле, а скорее выпивая сознание (как дементор), оставляя от человека одну пустую слюнявую оболочку.
Большая часть романа — попытка найти и убить эту бабочку и её товарок. В этом заинтересованы вообще все (включая главного наркобарона, которому эти бабочки нужны были для производства наркоты). В дело идут все расы и умы: гангстеры, наёмники, кукловоды, переделанные, Ткач, Совет Конструкций, Айзек и товарищи… Только это всё совсем нелегко.Финал книги просто поражает, он идеален. Проще сказать каким он не является, чем рассказать, что произошло. Это не хэппи-энд, но и не трагедия, не открытый финал, не двойственный финал, не непонятный. Многомерный, но конкретный, всё как в жизни. Браво. Обязательно почитаю про этот мир ещё.
89829