Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Над пропастью во ржи

Джером Д. Сэлинджер

  • Аватар пользователя
    Аноним9 января 2013 г.

    Давно заглядывалась на эту книгу по двум причинам. Во-первых, ее относят к классике, даже к школьной программе (хотя я не припомню, чтобы нас заставляли читать Селинджера). Довольно таки известное произведение. Во-вторых, ее так и норовят разобрать на цитаты. А на цитаты обычно плохие книги не разбирают. Да и вообще, вы только посмотрите на обложку. Интеллектуальный бестселлер, читает весь мир. Нет, ну нужно, нужно ознакомиться.

    В процессе чтения я уже потихоньку прикидывала, делала мысленные заметки, о чем нужно сказать в отзыве.
    Первым моим впечатлением было то, что по стилю текст напомнил мне Ремарка. Вот только Ремарк пишет про более взрослых героев, а тут - подростки. Тут все от лица подростка. И еще напомнило Эрика Сигала, а именно его произведения "История любви" и "История Оливера". Там тоже идет от первого лица, и похожим стилем. Но опять-таки уходит в более старшую возрастную категорию.

    До прочтения у меня сложилось такое впечатление, что в книге раскрывается какой-нибудь гениальный свежий взгляд на проблемы подросткового периода. Или же какой-нибудь не менее гениальный способ их решения. Что-то, что поможет подростку пережить этот период. Возможно, это я читала поздновато - 20 лет вроде как уже не подросток - но я мало чего такого нашла. Ближе к концу - да, есть какие-то дельные мысли, которые даже захотелось выписать, запомнить на будущее и т.п. Однако в сравнении с тем же Ремарком - тогда такое желание возникало намного чаще.

    Однако я же оптимистка и свято верила в то, что тут можно выискать какой-то потаенный смысл, урок на будущее, мораль... В общем, по мере прочтения постоянно об этом думала. Где-то до середины книги и даже больше я видела только одну мораль - не будьте такими как главный герой - Холден. Ну да, он разгильдяй, можно так сказать. Его уже из кучи школ выгнали. И опять выгнали. Он сам признается, что он трус. Он многое ненавидит в этой жизни, многое презирает в людях. Нет, в принципе он говорит правильные вещи. Но от того, что он их говорит, ничего не меняется. От того, что он видит людские пороки и презирает их, тоже ничего не меняется. В результате он только возмущается, бродит туда-сюда, никем не понятый. Признаюсь, у меня даже на какое-то мгновение промелькнула мысль, что это не его эпоха. Ну знаете, он видит все пороки, но бессилен что-либо предпринять.

    Ближе к концу книги у него состоялся прекрасный поучительный разговор со своим бывшим учителем по поводу смысла жизни. Это как раз-таки то место, которое захотелось запомнить и процитировать. Но сюда приводить не буду - слишком большое.
    И что самое интересное - концовка. Ее я не поняла, если честно. Хотел он пойти против системы, уехать куда-то на Запад, найти работу на бензоколонке и даже притвориться глухонемым, чтобы к нему не приставали с расспросами. Захотел попрощаться с сестренкой, а она возьми да притащи чемодан - Я с тобой поеду! потом расплакалась, обиделась...и он остался. Потом было что-то вроде эпилога с намеком что его опять отправят в очередную школу. Что это? Намек, что от сложившейся системы нам не уйти? Что трепыхайся - не трепыхайся, все равно все там будем? Или это была попытка показать, что герой повзрослел, принял ответственность, остепенился... Не знаю. Возможно, надо будет что-то перечитать и пересмотреть. Обдумать.

    Но что самое-то главное, и над чем можно размышлять.
    На вопрос, что он действительно любит и чем хотел бы заниматься, Холден отвечает довольно интересно, и в то же время странно.
    Представь себе поле во ржи. Там бегают маленькие ребятишки. Никого взрослого, только я. Я стою у самого края пропасти. Над пропастью во ржи. А ребятишки бегают и не видят что могут упасть. И я там, чтобы ловить их, чтобы не дать упасть. Вот чем я хочу заниматься.
    Это было мое вольное изложение текста, если что :D И вот я думала о том, что здесь имелось в виду. Кем же ему быть? Первый и наверное самый логичный вариант - это человек, который связан с обучением детей. Преподаватель, педагог, воспитатель. Возможно психолог. Наверное, их действительно можно сравнить с теми, кто не дает ребятишкам упасть в пропасть.
    Но почему-то мне кажется, что имелось в виду что-то другое.

    13
    49