Рецензия на книгу
Emotionally Weird
Kate Atkinson
Аноним3 августа 2021 г.Если пытаться описать сюжет, то выйдет, что здесь у нас речь о семейной тайне. Нора и Эффи, мать и дочь, рассказывают друг другу свои истории в декорациях насквозь пронизанного дождями острова, полного отсыревших досок, водорослей и (внезапно) сиамских кошек. Нора не горит желанием копаться в прошлом, поэтому вещать приходится в основном ее дочери. Вот и получается, что ко всем скелетам в шкафах мы в конечном итоге придем самыми окольными путями - через причудливую, фантасмагоричную студенческую жизнь Эффи.
Будучи студенткой литературного факультета, Эффи не может в своем рассказе не поиграть словами, образами и аллюзиями, поэтому в результате мы получаем ядреный метатекст с кучей ссылок на книги, фильмы, музыку, и даже на философские концепции. Он по-настоящему абсурден и попросту заставит всякого любителя классики рвать на себе волосы от ужаса. Огромное количество персонажей, большинство из которых - эпизодические; многочисленные события, никоим образом не продвигающие сюжет вперед; путь героини даже не в виде кривой, но в виде лабиринта с кучей тупиковых веток, которые она сама решает «убрать» прямо во время повествования. И все это с вкраплением излюбленных постмодернистских фокусов, вроде «романа в романе в романе».
Странствия Эффи по студенческому кампусу, по городу и по домам других студентов напоминает странствие героев Кафки или той же Кэрроловской Алисы. Продираться через текст местами было сложновато из-за постоянных сносок и попыток вспомнить, кто же этот персонаж и когда мы впервые его встретили, однако, это не помешало получить особого рода удовольствие. Не «классическое» - от увлекательного сюжета, красивого слога или глубокой, заложенной в роман, мысли, а от того, какая же авторка фантазерка и как ловко ей удается играть словами, литературными приемами и целыми повествовательными конструкциями.
О чем же говорит Аткинсон? Пожалуй, о своем творчестве, о тонком переплетении реального и вымышленного миров и об их непременном взаимопроникновении. И если смотреть на ее роман под этим углом, оказывается, что он во все легкие дышит свободой, позитивом, и является манифестом того, что к некоторым вещам в литературе можно отнестись несерьезно и все равно на выходе получить блестящий текст.
3247