Рецензия на книгу
Вверх по лестнице, ведущей вниз
Бел Кауфман
nez_moran2 августа 2021 г.Книга увлекла меня с самых первых страниц. Со вступления, которое автор написала специально для русского издания (оказалось, она несколько лет в детстве успела пожить в Одессе и Москве, такая вот она интернациональная). Так интересно, легко, с юмором представила она свою книгу, что я еще не успела закончить читать вступление, а мне уже не терпелось взяться за повесть.
В книге рассказывается о молодой учительнице, которая пришла в обычную американскую школу, в которой далеко не все дети благополучны и хорошо воспитаны. И ее ожидает настоящий шок. Потому что ни институт ни практика не подготовили ее к тому, что ждет ее на самом деле. К тому, что никто из детей не заинтересован ни в языке, ни в литературе, ни в обучении. К тому, что вместо того, чтобы учить детей и прививать им чувство прекрасного, она должна заполнять горы никому ненужных бумажек и высиживать часы на ни к чему не ведущих собраниях. К тому что школа не укомплектована книгами, партами, да даже мелом!
И к тому, что она будет получать обескураживающие, невыполнимые инструкции. А в ответ на вопрос, как же можно сделать то, что сделать невозможно, все ей будут отвечать "Пусть это вдохновит вас на подвиг!"
С одной стороны я не могла оторваться от книги. А с другой — мне хотелось отложить ее и предаться воспоминаниям, задуматься над тем и над этим. Я поняла, как счастлива была я в своем блаженном неведении и юношеском пофигизме, когда пришла работать в систему образования. И как я счастлива вдвойне, что ушла оттуда три года спустя с тем же багажом, с каким и вступала в должность. Кипы бумажной работы? Не слышала. Субординация, педагогическая этика? О чем вы? Мы с учениками одной крови...
Очень сложно писать отзыв на эту книгу, потому что все время хочется впасть в воспоминания и писать мемуары, сравнивая свой опыт ученичества и преподавания с тем, о чем прочла в книге. Приходится все время одергивать себя от этого.
Книга поднимает такие темы, как расовая дискриминация, бедность, детский заработок, непринятие себя и многое-многое другое. Автор не делает на этом акцента, не вышибает из читателя слезу. Она просто и без прикрас показывает жизни среднестатистических школьников и учителей.
"Вверх по лестнице ведущей вниз" написана в форме записок и писем. Меня отпугивал этот момент до того, как я начала читать. Но автор так мастерски владеет умением делать наброски, и крохотными штрихами рисовать цельную картину, что повествование захватывает и не отпускает. Местами книга напоминает выдержки из детских сочинений, местами — сообщество какого-то учебного заведения в контакте с переписками учеников на стене.
Начинается она очень иронично, и изрядной долей юмора, заставляя улыбаться тут и там. Но постепенно, не сбиваясь с этого саркастичного тона, автор добавляет мрачных красок в картину образования, нагнетает. И улыбка все чаще и чаще становится горькой, когда задумываешься о том, как видят себя ученики в этой картине. И как на них влияет педагогический и административный состав.
Школа — это мир в миниатюре. Чему нас там научили, какую модель жизни и поведения мы подсмотрели, с тем мы и вышли в мир и пронесли до конца жизни. Мне повезло попасть в класс, из которого еще в первом полугодии были выведены все неуспевающие и хулиганы. У нас не было буллинга. У нас не было давления со стороны учителей, видимо, потому, что учились дети завучей и учителей.
Мне повезло преподавать в коррекционной школе, где в классах было от 7 до 14 человек, где дети были добрее и проще.
Мне повезло забивать болт на всю бумажную работу, играть в балду на пед.советах. Повезло, что мои ученики, с которыми я играла в теннис и бильярд после уроков и общалась на ты, в школе всегда соблюдали субординацию и обращались с уважением.
Мне повезло уйти из этой системы до того, как я стала взрослой занудой и врагом своим ученикам.
Обо всем этом и о многом другом рассказывает и предупреждает нас автор книги. Всего этого мне удалось избежать, но какого же тем, кто с этим живет?! Мне было очень интересно и любопытно посмотреть на школьную жизнь под другим углом.
Книга мне очень понравилась, проглотила за один рабочий день. Планирую когда-нибудь обязательно перечитать в оригинале.
9569