Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

El juego del ángel

Carlos Ruiz Zafón

  • Аватар пользователя
    Аноним1 августа 2021 г.

    Жду ответа, как соловей лета

    Начинала читать с неким предубеждением, так как все знакомые отзывались о творчестве Сафона настороженно. Отсюда мой начальный скепсис. За которым, однако, ничего не стояло! Роман вышел и в правду не самым плохим, но и с некоторым недостатками, о которых подробнее ниже.
    Историю журналиста-писателя Давида, который заключает на подобии Фауста сделку с потусторонней силой, можно разделить по смыслу на три части: 1) Любовная линия с Кристиной; 2) Мистическая линия с загадочной игрой ангела, в которой Давиду необходимо "изобрести" новую религию; 3) Писательская деятельность героя и его отношения с Исабеллой.
    В первом же отношении книга дико проигрывает. Хотя чувствуются некие претензии на булгаковскую Маргариту в образе главной героини, автор дает читателям весьма странное описание Кристины - она такая типичная дама-загадка, причем настолько глубокая, что даже главному герою ее не разгадать. Сафон оставляет слишком много вопросов к этой великой любви: как вообще могло зародиться это чувство, ведь личные встречи персонажей можно пересчитать буквально на пальцах одной руки? почему Кристина в решающий момент решила выйти замуж за другого человека, ведь якобы она была искренне влюблена в Давида? Последующие ее истерики и якобы разбитая жизнь особого сочувствия не вызывают, кажется, что героиня сама не знает, что хочет (тут уже проблема Сафона, конечно, но образ вышел сырым).
    Мистическая линия оставила тоже немало вопросов. Так и не объяснили, откуда взялся загадочный издатель Корелли, который поразительно смахивает в свою очередь на "отечественного" Воланда. Был ли он Сатаной? Или что? Вопросов много, а ответов пока мало (впрочем, возможно, для составления более полной картины стоит читать не только данный роман, а всю трилогию Сафона?) Под конец повествование, до этого шедшее с поразительной мелодичностью, развивается слишком бурно, смерти идут одна за другой, читатель уже практически теряется в этом лабиринте хитросплетений.
    Зато последняя, упомянутая мной линия, вышла на ура: журналистские проблемы Давида, его писательские муки и история дружбы с девочкой-помощницей Исабеллой приводило меня в восторг. Автору удалось расписать очень мило, забавно и - слава Богу! - без пошлостей отношения между взрослым маститым писателем и его протеже с стальным характером, которой едва исполнилось 17 лет. Юмор в этой сюжетной линии тоже на высоте, а сам персонаж Исабеллы для меня оказался самым любимым в книге - сочетание твердости и решительности, приправленное добротой, разумом и любовью к книгам, произвело приятное впечатление.

    Самая большая претензия к финалу с Кристиной: к Давиду, которому на последних страницах стукнуло уже ни много ни мало 45 лет, Корелли приводит маленькую девочку лет 8, которую представляет тому как Кристину в детстве, с предложением воспитать ее самому и потом иметь с ней счастливые отношения (!) Лично мою трепетную душу такой поворот поверг в шок, извините, но для меня странна ситуация, когда взрослый уже мужчина выращивает ребенка с последующим намерением иметь с ним какие бы то ни были интимные (да и просто романтические) отношения.

    Многие отмечают, что в романе есть аллюзии на "Мастера и Маргариту" Михаила Булгакова, и это правда, однако мне кажется, что все-таки речь о плагиате не идет. Если схожести и есть, то это лишь вежливые авансы мировой художественной классике.
    Язык книги абсолютно нетяжёлый, читается произведение буквально в считанные дни, да и закрученная весьма небанально интрига не даст Вам отвлекаться. Единственное, от нее хотелось бы - побольше сосредоточиться на самом задании Давида - что в итоге за книгу о религии он написал, какую форму избрал, что там так поразило Кристину? Словом, Сафон оставил благоприятные впечатления, хотя и не без капельки соли - на многие логичные вопросы автор даже не дал зацепок, не то что полноценных ответов. Хотелось бы больше подробностей, а так смело хвалю и рекомендую "Игру ангела" всем тем, кому не хватая в жизни испанского колорита и мистических история для щекотания нервов!
    Кстати, если кто-то боится ее читать по этой причине, то попытаюсь Вас успокоить - например, я под страхом смерти не могу смотреть ужасы и подобные фильмы, настолько впечатлительной могу быть. А вот "Игра ангела" никакого страха не принесла, скорее любопытство.

    18
    477