Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Грозовой Перевал

Эмили Бронте

  • Аватар пользователя
    Аноним1 августа 2021 г.

    Я пока ещё не очень большой знаток английской классической литературы XIX века, но о сёстрах Бронте кое-что слышал, правда, ни одно из их произведений до этого момента не читал. Говорят, что в их произведениях также, как и в романах Джейн Остен, весьма легко и достоверно отразилось тонкое знание ими человеческих чувств и человеческой природы со всеми её хорошими и дурными сторонами, что выглядит весьма парадоксально, учитывая то, что и Джейн Остен и сёстры Бронте были лишь дочерьми простого приходского священника и пастора соответственно, жили в английской глубинке и мало чего могли почерпнуть о чувствах и о многогранности человеческой натуры в таких условиях. Однако же всё это, как говорят, в их произведениях находишь без труда.

    Первым произведением, с которым мне удалось познакомиться у сестёр Бронте, стал "Грозовой перевал" Эмили Бронте. В этом романе, конечно же, можно найти и широкий спектр образов персонажей, и многообразие их чувств, переживаний, страстей и поступков, в зависимости от ситуации переданных различными цветами и оттенками, широкими мазками и отдельными штрихами как на полотне художника, решившего запечатлеть разные жизненные перипетии и неурядицы, чувства и взаимоотношения между людьми, связанными семейными узами и обстоятельствами. И в принципе, как мне кажется, задумано всё это Эмили Бронте было неплохо, и здесь действительно можно было бы всецело погрузиться во все эти чувства, страсти и поступки героев романа, но у меня это почему-то не получилось. Несмотря на всё то многообразие событий и жизненных ситуаций, описанных здесь автором, весьма странно было ощущать в конце то, что вся эта история прошла как-то мимо, не зацепив, не оставив следа и породив лишь один единственный вопрос, зачем всё это было нужно.

    Вся эта история показалась мне какой-то странной и непонятно к чему ведущей. По задумке автора она вроде как является любовной историей, и да, признаю, трагическая история любви в этом произведении всё же есть, но мне как-то странно было видеть здесь столько нелюбви, пренебрежения, явного и скрытого презрения, лицемерия, чудовищного отношения героев романа друг к другу и желания причинять друг другу боль и радоваться тому, что кто-то страдает. Да, чего только нет в человеческих взаимоотношениях. И нечего удивляться потом, откуда же в людях берётся столько жестокости и ненависти.

    Понятно, что всё это Эмили Бронте описывала лишь с одной целью – как можно глубже раскрыть характеры своих героев (главным образом Хитклифа) и показать их чувства, душевные порывы и те страдания, которые они вольно или невольно причиняют друг другу на протяжении всей книги. На страницах романа легко найти и страстную любовь (которая скорее больше похожа на болезненную одержимость), и невозможность главных героев быть вместе, и жестокую месть, взлелеянную желанием отомстить за разные обиды, унижения и поступки прошлых лет. Показано всё это автором в принципе было неплохо, но в то же время книга, как мне кажется, полна странностей и противоречий. Как любящие сердца, столь сильно привязанные друг к другу с детства, могут претерпевать столь разительные метаморфозы в своём поведении и заставлять страдать других себе на радость? Разве истинной сущностью любви является жестокость? Вся эта жестокость в любви героев, в их отношениях и та непреклонность, с которой они так упорно продолжали причинять друг другу боль меня здесь довольно-таки раздражала и приводила в недоумение.

    В общем, старания автора изобразить в своей книге столь губительное влияние человеческих чувств мне были понятны, жаль только, что в итоге всё описанное здесь Эмили Бронте, на мой взгляд, не обрело более чёткой и ясной формы при изложении ею своих авторских задумок. Увы, но меня совершенно не привлекла авторская манера изложения. Множество раз во время чтения мне казалось, что на целой странице текста что-то ясное и конкретное можно было разглядеть лишь в паре предложений, остальное же, будь то описания мыслей или каких-то непонятных поступков, создавало впечатление будто бы это рассказ ни о чём. Увлекательным такое чтение назвать трудно, поэтому неудивительно, что вся история показалась мне какой-то бессмысленной. Все страдали и причиняли страдания друг другу и в итоге прожили несчастные жизни. Что ж, бывает и такое. Удивляться тут нечему. Тогда возникает другой вопрос – В чём же тогда главный посыл всей этой истории? – но внятного ответа, как мне кажется, здесь, увы, я так и не увидел.

    Герои получились у автора очень разноплановыми и непохожими друг на друга. Они точно лишены у Эмили Бронте всякой идеализации, что в принципе неплохо. Но в то же время они недалёкие и эгоистичные, и зачастую мотивы их действий как-то не очень-то поддаются логике. Не удалось мне увидеть в Хитклифе романтичного героя, пострадавшего от ударов судьбы. В дальнейшем, конечно, много кто из персонажей страдал уже от действий самого Хитклифа, но этот путь страданий они также выбирали для себя сами, не сумев обуздать порой обуревающие их сильные чувства и эмоции. Особой симпатии так в итоге у меня никто из них не вызвал и следить за происходящим с ними и разбираться в клубке их запутанных взаимоотношений мне по большей части было неинтересно.

    Ожидал я от "Грозового перевала" совсем других впечатлений, но не получилось у нас с автором оказаться на одной волне. Однако с творчеством сестёр Бронте я расставаться не спешу и при случае что-нибудь ещё почитаю у Энн или у Шарлотты.

    66
    2,7K