Рецензия на книгу
Между Призраком и Зверем
Марьяна Сурикова
JaneBlade31 июля 2021 г.Между жанрами и логикой
Казалось бы, название "Между призраком и зверем" Марьяны Суриковой обещает читателю нехилый такой любовный треугольник с мечущейся между двумя крутыми парнями героиней. Мол, ты будешь забавный и авантюрный блондин, а ты будешь суровый и ответственный брюнет. Деритесь!
Старый как мир, но отменно работающий шаблон любовного романа, развитие которого можно предсказать с некоторыми допущениями. Милое и строго женское романтическое фэнтези со всеми любимой Мэри Сью.
Но Марьяна Сурикова легко сдаваться была явно не намерена. Или, скорее, команда Марьян Суриковых, приложивших руку к роману. Потому что у меня осталось стойкое и абсолютное ощущение, что писал не один и даже не два автора, а целый десяток. Причём каждый следующий понятия не имел о том, что написал предыдущий.
Если вы ещё не читали эту книгу - предупреждаю, это совсем не то, что вы о ней думаете!
А что же это на самом деле?
Как по мне - радужный калейдоскоп из сценок, приключений и жанров, мало связанных между собой. "Пригласите меня в ресторан, я надену всё лучшее сразу" - поётся в известной песне. И автор решила так же - собрать ВООБЩЕ ВСЁ из жанров ромфанта, впихнуть невпихуемое, погнаться за тридцатью зайцами одновременно, чтобы в итоге выпустить целый отряд грызунов в свободное прыганье.А начиналось всё как обычный ироничный детективчик с саркастичными диалогами. Немного игрушечно, как-то даже кукольно, но живенько. Убийство, расследование, в центре которого оказывается не шибко красивая, но отважная библиотекарша. Хитрый, ловкий и загадочный преступник-Призрак против нахального, но талантливого и расчётливого дознавателя-Зверя. Всё по плану и по ассоциациям от названия. Ничего не предвещало, как говорится.
Автор: Читатель, тебе забавно?
Читатель: Да, классно! Правда забавно!
Автор: Ну тогда держись!ВЖУХ! Свист тормозов, скрежет, и вас внезапно затягивает в ЛЮТЕЙШЕЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ФЭНТЕЗИ.
Многослойность граней вселенной, стражи равновесия, странная радужная магия, сотворение мира, и ВДРУГ - волшебный кристалл, который может показать прошлое, будущее, телепортировать, заметать следы, убивать неверных и, возможно, готовить земляничный смузи.Запутанный читатель: Автор, что происходит? Мы же только были в салоне красоты, сделали причёску для преображения серой мышки.
Автор: Белобородые маги раскидали осколки граней справедливости, война магов и людей стара и неизбежна. Бери этот кристалл, с ним мы можем посмотреть прошлое бывшей Зверя.
Читатель: Эээ.. А как это работает? Что это за чудо-украшение с бесчисленным количеством механик? Героиня теперь всемогущая или что?
Автор: Некогда объяснять. Просто бери кристалл. Ты на бывшую смотреть хочешь или нет?
Читатель: Ну, допустим, хочу.
Автор: Тогда погнали!Героиня при этом, надо сказать, вообще не блещет последовательностью, прям ну прелесть какая дурочка. Вся такая девочка-предевочка. Даром, что библиотекарша. "Фу, вы нахал. Ваша грубость мне противна. А поцелую-ка я вас ради эксперимента. Почему вы так возбудились?" Мотивы настолько смешные, что разрушают сами себя. Но, так сказать, это меньшее из бед. В конце концов, даже с глупой героиней во главе может получится отличная авантюрная история. Пусть она и усложняется не очень понятной и резкой механикой подпространства и странным влиянием на эмоции. Это не совсем то, что я ожидала изначально от книги, сильный уклон в эпические события и философию, но допустимо. Было на этот момент чтения. Но… ВЖУХ!
Автор: Так, теперь это героическое фэнтези про путешествия. Отдаём оборотню илонит из кармана, пусть у него будет, и выезжаем!
Читатель: Откуда в кармане героини эта штука? Что такое илонит? Подожди... ты сказала, "оборотни"?
Автор: Она его подобрала в прошлой главе.
Читатель: Но этого не было!
Автор: Ты зануда ппц. Теперь есть. И оборотни, и илонит. Вот мы как раз вспомнили, что подобрали брошку в прошлой главе, как удачно!
Читатель: А как же расследование убийства, белобородые маги, война между магами и людьми? Равновесие мира?
Автор: Забудь всё, что ты знала до этого. Просто отдаём илонит, дальше разберёмся.
Читатель: Если это важно...ВЖЖЖЖУХ! Скрежет, ДРАКА, КРОВИЩА, ломка сюжета, жанра, атмосферы, кульминация, политические интриги, чудесное воскрешение и внезапная смена власти.
Автор: Добро пожаловать в ОТБОР!
Читатель: Что?! Какой ещё отбор? У нас ещё илонит где-то у оборотня!
Автор: Что такое илонит?
Читатель: Ээээ... Вы не помните, что было в прошлой главе?
Автор: Конечно, помню. Читает название книги. Был Зверь. Ещё Призрак был. Теперь мы их вот так - вжжжжух! - и объединяемм в одного мужика. О! Я придумала! В ИМПЕРАТОРА! Отбор для императора!
Читатель: Ну знаете... я уже даже не пытаюсь спрашивать, как вы это сделали. Просто остановитесь! Это же нелепо!
Автор: Всё лепо, сейчас ещё истинной пары жахнем, нормально будет.
Читатель: не понимает, в какой книге находитсяОМАЙГАД! Ближе к концу книги я реально уже не помнила, что было в её начале. Здесь материала на десять разных историй, которые заканчиваются, не начавшись. Несколько мелких сцен выглядят хлипкими костылями для основного сюжета. Главный герой до определённого момента был неплох (хоть и не мой типаж), пока он не стал гибридом всего-на-свете, как и сам роман.
Вот вроде отдельные куски и неплохие, и все задумки неплохие, но они настолько раздробленные, что ни о какой гармонии не может быть речи. Кстати, зачем там был илонит, я так и не поняла ) Теоретически, я могу догадаться, что это как-то было использовано в механике воскрешения, но это процесс шёл "за кулисами", и нам вывалили только результат. Само собой, очень похожий на самый обычный рояль.Читатель: Ладно... А кто эта новая молодая женщина рядом с главным героем? Как его там блин... Призрак, Зверь, Император? У них какие-то близкие отношения.
Автор: А, это его мама.
Читатель (хором с героями): МАМА?!
Автор: Ой, такая история была, сейчас я вам расскажу вкратце. На полглавы примерно.
Читатель: Можно не надо?
Автор: Как хотите. Тогда как насчёт лёгкой поэзии?
Читатель: Вы ведь не всерьёз?
Автор: Читает свои стихиВпечатление, как будто я прощёлкала сто каналов телевидения от культуры до РенТВ, останавливаясь на каждом на пятнадцать секунд. Причём, если бы у меня попросили назвать примерный порядок, я бы точно запуталась.
Автор: Я придумала новый виток сюжета.
Читатель: До конца осталось два процента.
Автор: Мне хватит. Значит... пускай она начнёт искать источник вечной молодости, чтобы они были ВМЕСТЕ ВСЕГДА!
Читатель: Напоминаю, два процента. Обычно в них пишут трогательные эпилоги, а не начинают новую побочную ветку о приключениях, если не планируют продолжать серию.
Автор: О, а вот и источник!
Читатель: Я так понимаю, закончить логически это невозможно. Тогда давайте просто поставим на паузу.Ух, пронесли меня галопом по Европам. Или по роялям, если быть точной. Из-за дроблённости произведение не вызвало вообще никаких эмоций, и читалось ну прям очень тяжело. Я даже не могу примерно определить поджанр, поэтому скину в папку “сетернатура”. Чтиво для заполнения клочков лишнего времени, не требующее отдельного вечера. Можно отвлекаться, можно одновременно с чтением смотреть сериал, можно вообще забыть или выкинуть часть истории, это будет не критично. Второстепенные герои пострадали больше всех, мелькнув искорками на этом безумном карнавале событий. Надо отдать должное - каждый самостоятельный кусок книги по-своему интересен, самобытен и даже в некотором смысле атмосферен. Даже то самое четверостишье поэзии, которое бочком вклинилось в полотно повествования. Но ощущение, как будто автор устала от истории где-то в её начале, и дальше просто выдавала текст “по наитию, ради проды”. Плана никакого не было, только изначальная идея, которая здорово исказилась и пошла по кривым коридорам нетрезвой походкой. И закончилась соответственно - не пришла в место назначения (о котором вообще забыла по дороге), а просто, как была, так и упала. Прекратилась, когда было пора прекратить. Потому что, чёрт возьми, пора было это уже прекратить.
Кому бы я порекомендовала “Между призраком и зверем”? Сложно сказать. Наверное, крайне занятым особам, которые не любят распылять своё внимание и концентрацию на книги, не любят погружаться в историю, а заглядывают на страницы только для того, чтобы “скоротать пятнадцать минут между станциям”. Или между призраком и зверем.
7347