Рецензия на книгу
Joseph and His Brothers
Thomas Mann
Аноним6 января 2013 г.Считаю, что в здравом уме и трезвой памяти читать романы Томаса Манна с удовольствием невозможно. Вольно перескажу один абзац из книги М. П. Карпович «Рытарычны iдэал у журналiстыцы». «Целостность текста очень важна. Память человека, особенно перегруженная, не может долго удерживать информацию, прочитанную в начале текста. Поэтому автор должен всеми (стилистическими, лексическими и т.п.) средствами помогать читателю не умереть от скуки и не давать ему поводов нервничать, пока он ищет, о чём вообще речь». Это, да пусть он не будет на меня в обиде, про Томаса Манна. Он, конечно, явно раскрывал какую-нибудь мысль в каждой логически выверенной части, но я с прискорбием обнаружила, что недостаточно умна и сосредоточенна для того, чтобы это оценить. Кроме того, библейские мотивы - для меня вещь непостижимо скучная. Манн, например, пишет, что о том, что у Иосифа было 12 детей знает каждый школьник (а про Дину, первую дочь от Лии, никто не помнит, и это обидно). Мне обидно в 12 раз больше, я и про сыновей-то не знала... Одним словом, я поняла, что литературоведом, который видит в текстах черты романтизма или с двадцати метров чует декадентство (и при этом не путает его с авангардом), мне не быть, поэтому не претендую на тонкий и точный анализ текста, а также на справедливые суждения относительно характеров и образов героев романа.
История о Иосифе и его братьях увлекает читателя на протяжении аж 827 страниц (из них оглавления – 5 (пять). Читателя это, без сомнения, огорчает, но тяга к знаниям затмевает всё.
Имя главного героя – Иосиф. Он сын Иакова и Рахили, очень красивый (потому что «унаследовал от матери красу несусветную, а она была хороша, как луна» (тут и далее вольный пересказ)) и умный, потому как отец ему такие способности передал. Жизнь этого Иосифа, который автору, к слову, очень нравится, протекает в древние времена (мы можем судить об этом по названиям, знакомым из раннего курса МХК: например, Вавилон и шумеры). Томас Манн уже в прологе в своём стиле (долгом и пространном повествовании о том, что некий странник (которого Иосиф считал своим прадедом) отправился по разным местам, потому что ему не давала покоя «тревога духовная» и «забота о Боге») дал мне понять, что он гораздо умнее меня.
Структура произведения, в принципе, несложная. Первая часть романа посвящена Иакову, отцу Иосифа. Первый раздел называется «У колодца», и посвящен он рассуждениям Манна о времени (который под «колодцем» разумел прошлое). Второй, «Иаков и Исав», рассказывает о взаимоотношениях отца Иосифа с его мохнатым братом. Третий называется «История Дины» и рассказывает нам о детях Иосифа. Четвертый – «Бегство» (Иаков убегает из дома после того, как получил благословение, которое предназначалось брату Исаву. А Исав, соответственно, проклятие). Пятый, «На службе у Лавана» о том, как из сына сестры Лаван сделал раба; шестой «Рахиль» о том, как через 13 лет брака наконец-то забеременела любимая Рахиль, а не её старшая некрасивая сестра Лия, и родила Иосифа – любимца Иакова (меня не покидает стойкое ощущение того, что я пишу Библию).
Вторая часть – про Иосифа (наконец-то).Манн много рассуждает, буквально на каждой странице. Он думает о том, куда и почему подевались Содом и Гоморра. О том, что прошлое – «бездонный колодец», в котором находятся все мысли, ситуации, вообще всё, что происходило со всеми людьми мира. Кроме того, он бездонен и всё время пополняется (людей становится всё больше, с ними всё время что-то происходит, от чего люди думают, и всё это беспрестанно пополняет метафорический колодец). Рассуждает он и о времени вообще: вот статуя сфинкса – полудевы-полульва, её нос затупился от древности. А когда-то, раньше, нос был острым. А ещё раньше её, статуи, вообще не было, но этих времён уже никто не помнит. Вот сколько времени - много! Размышляет он и о том, что овцы, которых пас Иосиф с братьями, ничем не отличаются от современных. А времени-то – мы помним из предыдущего его рассуждения – мно-ого прошло! Про первых, диких, неприручённых овец никто не помнит – она была приручена «в дни Сета», значит, очень давно (Иосифу это выражение нравилось, Манн пишет, что ему тоже). Писателя интересует, где истоки человеческой цивилизации и каков её возраст. Мне склоняюсь к тому, что в Манне всё-таки умер философ (Кант по крайней мере, писал так же замечательно захватывающе). Рассуждая о древности, Манн переносится не только во времени, но и на расстоянии: он вспоминает и о Ковчеге, в котором был Ной, и о том, как разлилась река Хуанхэ (что в Китае), «и Ноя этого потопа звали Яу», и об Атлантиде, и, конечно – об огромном материке Лемурии, что тоже утоп. Дальше – больше. Манн пытается понять, где рай. Кажется, он пытался воплотить в романе все философские вопросы, которые в принципе когда-либо поднимались на обсуждение профессиональными философами.
9109