Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Бел Кауфман

  • Аватар пользователя
    Аноним4 января 2013 г.

    Статус: перечитано.
    Замечательная книга, которая должна быть прочитала каждым - и учителем, и учеником. А ведь согласитесь, что все время, от рождения и до самой смерти, мы чему-то учимся и кого-то учим сами.
    Бел Кауфман, достойная внучка своего деда (классик еврейской литературы Шолом-Алейхем), написала прекрасную книгу о школе.
    Молодая учительница, только что окончившая институт, приезжает по месту назначения на работу и попадает в круговерть ежедневной школьной суеты. Выясняется, что преподавание, как оно было представлено ей во время учебы, это одно, а реальная практическая работа в школе совсем другое.


    Во время классного часа они выдали мне все, на что способны: свистели, кричали, барабанили по партам, перебрасывались чернильными шариками и тряпкой, пересаживались с места на место — и все это с невинным видом, в то время как я стояла настороженная, как дрессировщик львов, тщетно требуя внимания и стараясь охватить взглядом всех сорок шесть.
    К началу урока литературы я уже тонула в потоке всяких бумаг — циркуляров, директив, памятных записок, форм, заметок, писем, бланков, рапортичек. Мне особенно трудно потому, что я так называемый «кочевник» — кочую из комнаты в комнату.
    Пришлось заняться изучением здешнего языка. Ученики у меня 3-го семестра — «особо отстающие» (ОО), 5-го — «среднеотстающие» и «средненормальные». Пока мне трудно определить, кто из них какой и к какой категории мне отнести себя.

    У меня были хорошие учителя в школе, действительно хорошие, которым было небезразлично что будет с нами, желторотиками, в дальнейшей жизни. В первой моей школе их было не больше чем везде, а вот вторая, особая, когда-то из них одних и состояла, но потом ввиду кадровой текучки половина их заменилась на "обыкновенных".

    Но был физрук, который добился лишнего часа физкультуры в неделю (даже в 11 классе у нас было 3 урока физ-ры в неделю), был историк, который на уроках рассказывал материал в форме сказок и историй, а на каникулах, возивший учеников в самые настоящие археологические экспедиции, была математичка, которая предлагала мне пожить у нее, чтобы мы могли вместе до школы с утра порешать математику (сама она ежедневно вставала в 5 и до 7 что-нибудь решала).

    Но вернемся к книге. Один из учеников пишет мисс Баррет:


    Учителя стараются дать нам почувствовать, что мы ниже их. Может быть, это потому, что они чувствуют себя ниже других людей


    Я и раньше думала об этом, мне казалось, что учитель - это такая профессия, где ты неизбежно со временем привыкаешь к тому, что ты сам знаешь лучше других, твоя миссия - исправлять ошибки, ты ежедневно приходишь на работу и знаешь больше и лучше других. Это не может не отражаться на внешкольной жизни учителя, увы, это отпечаток профессии, и это стоит принимать как должное, но как страшно, когда сам по себе учитель является слабым, закомплексованным или того хуже обиженным на жизнь человеком, старающимся самоутвердиться за счет детей. брр, страшно подумать о последствиях.

    Для того чтобы стать хорошим учителем (и не только тем для кого это профессия, в конце концов все мы учителя - в семье, на любой работе рано или поздно мы начинаем передавать свой опыт, а не перенимать его у предшественников) нужно учитывать многие нюансы - некоторые из них мы чувствуем сами, а некоторые мы можем подглядеть у других. И в этом вопросе Бэл Кауфман - одна из лучших шпаргалок.

    30
    64