Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Circe

Madeline Miller

  • Аватар пользователя
    RondaMisspoken24 июля 2021 г.

    И боги горшки обжигают

    Миллер продолжает психоанализировать богов и героев Древней Греции, попутно предлагая взглянуть на легендарные истории под углом других участников событий. Всем известные Зевсы, Гераклы и даже Ахиллы интересуют ее мало, гораздо больше внимание автор уделяет второстепенным героям мифов и произведений Гомера, которые обычно создают общий фон для красочных подвигов. В этот раз под пристальной лупой оказалась Цирцея - старшая дочь Гелиоса и … попутно тетка Минотавра - хитросплетения родословных здесь не сравняться и с бразильскими сериалами. Но обо всем по порядку.
    Персеида – наяда, одна из бесчисленных дочерей океана, оказалась самой хитроумной среди своих сестер. Она первой осмелилась поставить условие самому Гелиосу, плотоядно глазевшему на прекрасную деву, и стала его законной женой и хозяйкой дворца. Среди их общих детей Цирцея оказалась старшей – рождение девочки разочаровало новоявленную мать, тем более что была та неказиста внешне, а звук голоса напоминал скрипение половиц. Остальные дети стали усладой для материнских глаз и отцовской гордости: красивые, статные, уверенные в себе. Цирцея среди них легко могла сойти за служанку: царившая во дворце неприятная атмосфера вынудила искать себе новую обитель и новую компанию. Жаждущая чужого внимания и тепла девушка оказалась очень чувствительной, ранимой и абсолютно неготовой к чужим психологическим манипуляциям и лицемерным играм. Дремлющие в ней отголоски божественных сил проявились в способности колдовать, за что она была сослана в одинокое изгнание на остров. Много лет потребуется ей, чтобы вырваться из своей тюрьмы, физической и духовной.
    В новой книге Миллер заметно расширяет круг действующих лиц, уделяя больше внимания холодной войне олимпийцев и титанов, не забывая о выдающихся смертных, героях и мастерах, а также особенно отмечая чудовищ, которые тоже имели свое особое если не назначение, то, как минимум, повод с весьма специфичной мотивацией. Поведение двух «семей» или «кланов» похоже на тонкие дипломатические игрища современных корпораций, которые избирают тщательно продуманные манипуляции для видимого сохранения мира и в то же время для демонстрации своей силы. В целом же впечатления от богов, независимо от их происхождения, остаются очень неприятные, особенно учитывая их пренебрежительное отношение и деспотичное поведение со смертными. Такая поведенческая философия, основанная на удержании подчинения, сейчас легко ложится как на любых власть имущих. Но это что касается аллюзий и метафор. Оптика произведения с головой выдаёт своего автора: используемые стилистические и художественные приемы не меняются. Новизна здесь в самой новой истории и в форме ее представления читателю. Вместо живого и эмоционального дебютного романа-воспитания эдакий эгоцентричный роман-дневник с ключевыми для героинями событиями, которые она практически не удосуживается осмыслить или как-то отрефлексировать. Повествовательница крайне скупа на описание своих эмоций и обычно сразу воплощает их в действие, не всегда отдавая себе отчет в произошедшем. Так, в том числе, проявляется и ее божественное происхождение, не отменяющее, тем не менее, наличие у героини чувств и мотивов, которые либо не находят полноценного выражения, либо остаются не понятыми ей самой, отчего их и найти крайне проблематично.
    В целом же история Цирцеи вполне «смертная» с разной долей вариаций. В самом начале книги она воплощает достаточно типичную женскую ролевую модель: нелюбимая родителями, выбирающая уединение, тихая и скромная девушка вырастает в огромном желании любить и быть любимой. Неудачный первый романтический опыт приводит ее к выбору иного пути применения своей персоне, считай решает «делать карьеру и самореализовываться». Самое печальное – груз накопленных комплексов, пережитых унижений и нереализованных искренних желаний никуда не девается: она продолжает его, гордо задрав подбородок, тащить в гору или держать аки Атлант небо. Причем именно этими сомнительного качества накоплениями и продиктованы ее поступки, не отличающиеся последовательностью и логикой. Только ни в чем из этого главная героиня никогда читателю, а себе и подавно, не признается. Отвергнутая собственной бессмертной семьей она не устаёт подчеркивать эгоцентризм и норов богов, сама же неся в себе идентичные недостатки и пороки в чуть трансформировавшемся виде. Чтобы хотя бы признать свои проблемы и, в первую очередь, не дающие покоя страхи, ей потребовалось несколько сотен лет и столько же негативных опытов со специфичным исходом. Увы, простые смертные не обладают, к сожалению, таким количеством времени, а потому прочтенные для увеличения компетенций книги должны бы иметь чуть более определенные формулировки и выводы.
    6/10
    Рекомендуется: когда кажется, что мифы и легенды под редакцией Куна не учитывают новую этику.
    Опасно: вылечившим полученные от родителей психологические травмы.

    8
    512