Рецензия на книгу
The Man in the High Castle
Philip K. Dick
Аноним21 июля 2021 г.сальный токарь и его взбалмошная бывшая
Филип К. Дик придумал завораживающий и удручающий своей концепцией мир - мир, в котором во Второй Мировой Америка, не справившаяся с Великой Депрессией, проиграла и в результате нацисты победили и достигли мирового господства. Зоны влияния щедро и по-братски разделили между собой Германия, впитавшая в себя почти всю Европу и даже восточное побережье США, и Япония, отхватившая кусок западного побережья. Русские, чья роль в войне вообще не стоит, видимо, по мнению Дика, никакого упоминания, оказались отброшены “на их прародину Азию ездить на яках и охотиться с луком”.
И на этом моменте мне страшно захотелось поговорить с Флипом К. про то, как он так причудливо расставляет исторические акценты. Ну ладно, яков и луки скрепя сердце стерпеть можно, но какими силами, каким флотом Германия через всю Атлантику высадила бы войска на восточное побережье, и как бы эти войска успешно захватили огромную территорию, на которой жили достаточно решительные и крайне не кисло вооруженные на душу населения люди?Ну ладно, не любит Дик Россию, имеет право, но то, как легко он отбросил проработку альтернативного военного театра для своего мира, меня насторожило. И не зря - после прочтения у меня осталось впечатление, что мир-то Дик придумал, а дальше заскучал.
Вырвал из истории Америки сложные, скандальные и безумно интересные страницы про интернирование японцев - у вас ведь тоже “Америка” приходит в голову совсем не с ассоциативным рядом, в котором быстро всплывают “концентрационные лагеря”? - и не заменил их ничем.
У книги есть экранизация - и вот она постаралась с проработкой мира и с тем, чтобы поймать душный ужас, который возникает, когда хорошие и честные счастливые американские мальчики вместо того, чтобы собирать значки в бойскаутах, маршируют в Гитлерюгенде. Но книга оставляет почти всё окружение за скобками, концентрируясь на сбивчивых внутренних монологах главных героев.И герои эти - не особенно симпатичные люди. Пытаешься найти в них какую-то черточку, за которую можно зацепиться эмпатией, пролетая на огромной скорости мимо стеклянного фасада неадеквата, и не выходит ничего.
Фрэнк Фринк - король кринжа, перемежающий совершенно ненужные мне подробности токарного дела воспоминаниями о бывшей жене, которой надо бы “мужика настоящего показать” и которая от “ненастоящести” Фрэнка как мужика, мол, несчастна как баба, ведь все же бабы несчастны без настоящего мужика, и её этим вернуть. В сериале такой интеллигентный мальчик его играет, акценты сместили на то, что Фрэнк на самом деле умница и художник, но в книжке это какой-то забулдыга сальный токарь депрессивного соцреализма.
Жена его бывшая - а в сериале и вовсе не жена - тоже хороша. Человек, которому жизненные указания даёт исключительно воля случая и зуд в левой пятке, и хотя Дик пытается показать её мысли или поступки, выглядит так, как будто персонаж просто тебя погребает под лавиной спонтанной истерики. То она плачет, то смеётся, то отправляется в постель с опасно выглядящим парнем, которого встретила две минуты назад, то идёт в душ в одежде, то едет не пойми куда, то решается на серьезное преступление… никак его не обдумав, не рефлексируя моральную сторону, не терзаясь выбором. И даже если вы напрягаете все волевые мускулы в попытке увидеть в этой героине душевный излом и женщину трагической судьбы, ничего не выходит, на глухо неадекватного человека Джулиана Фринк похожа гораздо больше.Мир толком не описан, а проводить время в голове главных героев было неприятно, и, к сожалению, мне так и осталось непонятным - зачем всё это.
Сказать, что если б нацисты победили, был бы неплохой в общем-то мир, просто без славян, африканцев и прочих богом забытых малых народов, но это ничего, зато на Венеру нацистские шаттлы бы летали? А то вот победили нацистов, остались без космической экспансии? Ну зря ты так, Филип К!
Провести героев по какому-то пути? Но в персонаже вроде Джулианы не найти никакой внутренней логической эволюции, только будущий океан случайных величин.
Показать японцев неадекватами, так увлёкшимися великой американской культурой, что они готовы отваливать баснословные суммы за аутентичные пластиковые часы с Микки-Маусом? Я не знаю.А сериал славный. Не великий, просто хороший современный сериал, который делает чуть больше работы над штрихами к миру - от пенсионеров, читающих мангу в Тихоокеанских Штатах, до хороших американских домохозяек, пытающихся втиснуть себя в формат “киндер, кюхе, кирхе” в реалиях нового Рейха. И люди в нём выглядят более человечными, и мир страшный и жестокий, а не просто есть, как в книге.
И да, я из тех занудных людей, которые всегда говорят “а вот книга лучше!”. Этим человеком быть очень легко, вот возьмём, к примеру, экранизации Стивена Кинга. Да хоть бы “Противостояние” недавнее, экранизация которого апокалиптическая катастрофа сама по себе… ладно, молчу, не отвлекаюсь. Ну что ж, и на старуху бывает проруха, а в сложной судьбе убеждённого любителя первоисточников - “Человек в высоком замке”.
211K