Рецензия на книгу
Квест
Борис Акунин
missis-capitanova20 июля 2021 г.По задумке Бориса Акунина цикл "Жанры", куда входит данная книга, являет собою попытку создания своеобразного инсeктариума жанровой литературы, каждый из видов и подвидов которой будет представлен одним «классическим» экземпляром. Перед нами "Квест" - и по форме, и по сути. Однако нельзя не отметить, что сюжет книги впитал в себя и отдельные жанровые элементы предыдущих произведений цикла - так, в ней невооруженным глазом видны определенные признаки и шпионского романа, и фантастики, которые являлись соответственно третьей и четвертой книгами в серии. То есть, по содержанию "Квест" нельзя назвать уникальным экземпляром - он написан не в одном жанре, как это планировалось по задумке автора, однако его оригинальность по форме затмевает собой все остальное. Не знаю, может быть и есть другие литературные произведения, написанные в формате компьютерной игры, где участие читателя предполагает решение определенных задач, от исхода которых зависит дальнейшее развитие сюжета, но мне они не попадалась, а посему "Квест" выглядит для меня весьма новаторским. Уже как минимум за это автор достоит похвалы и признания!
Сюжет представлен двумя удаленными друг от друга по времени историями, одна из которых по сути является ключом к разгадке другой. После каждой главы первой истории автор ставит перед читателем определенный вопрос, успешный ответ на который является гарантией того, что рассказ будет продолжаться. Если читатель неуверен в ответе, писатель направляет его к истории номер два, которая должна кое-что нам прояснить и направить, что называется, на путь истинный. И вроде как Борис Акунин не принуждает нас читать вторую историю, но на самом деле без ознакомления с ней первая будет выглядеть в глазах читателя неполноценной и не до конца проясненной. То есть, залог абсолютного литературного усвоения первой истории кроется в чтении второй, хотя сам Георгий Шалвович ее даже в техническом смысле и в историю то не выделял - она идет под грифом "Коды к роману". Откровенно говоря, на все вопросы в истории (кроме одного) я отвечала правильно, однако не обращаться к кодам не могла - во-первых, желание перепроверить себя брало верх, а во-вторых, ну куда же без литературного перфекционизма, который предполагает чтение книги от корки до корки?...
История, которая стала сюжетным ядром для этой книги, посвящена экспедиции американского ученого Гальтона Норда в 30-е годы ХХ века в Советский Союз. Подсказками к ее лучшему пониманию выступают события, произошедшие в 1812-м году во время русско-французской войны. На мой вкус интереснее читалась первая история. И пусть она была несовершенна, и пусть в ней содержались мелкие шероховатости и недочеты, и пусть она местами очень даже напоминала дешевые голливудские боевики, но она была интересной, она увлекала и держала в напряжении. Это то, что по моему мнению присуще любой книге Бориса Акунина - нравится Вам или нет происходящее в сюжете, но оно цепляет - от этого никуда не деться. Вторая история смотрелась менее выигрышно, часто я откровенно скучала, читая ее, и с нетерпением ждала, когда сюжет вернется в основное русло. Не будь ее и обставь автор сюжет так, что коды не пришлось бы искать в 1812-м году, мне кажется книга ничего бы не потеряла. Неожиданно было встретить на ее страницах старого знакомого Алексея Октябрьского - таким образом, нам приоткрылась еще одна завеса в его биографии. Неожиданно было встретить отсылку к четвертому тому цикла "Жанры" в плане схожего действия берсеркита, изобретенного Самсоном Фондориным, с тем даром, который получил Сергей Дронов. Любопытно было читать трактовку политических карьер Наполеона, Ленина, Сталина, Гитлера - примечательно, что и в "Шпионском романе", и в "Фантастике" Борис Акунин делает попытки посредством конкретного сюжета пояснить определенные исторические события. Естественно, что это вольная и вымышленная литературная трактовка, ничего не имеющая с реальностью, и тем не менее это вышло занимательно.
Не думала, что когда-нибудь скажу подобное применимо к книгам Бориса Акунина, но факт остается фактом - на мой взгляд объем этой книги не пошел ей на пользу. Порой мне бывало нелегко удержать в голове все сюжетные хитросплетения, порой не сразу удавалось перестроиться с 1930-го на 1812-й год, порой алхимические подробности и все эти эликсиры смешивались в моем сознании... И даже после того, как была поставлена финальная точка в этой истории, как все в сюжете разъяснилось и я закрыла книгу, ощущение, что я что-то упустила меня не покидает. Это тот случай, когда я как удав, проглотивший кролика, буду еще долгое время переваривать прочитанное...
20743