Рецензия на книгу
Трудно быть богом
Аркадий и Борис Стругацкие
Nutpoint18 июля 2021 г.О трудностях бытия богом или о том, как быть человеком?
Я часто не согласен со стругацкими, особливо с их ранними произведениями. Данный роман - где-то на стыке: между "Гадкими лебедями" и "Полднем". Если "Полдень 21 век" вызывал отторжение, а "Гадкие лебеди" наоборот невероятно привлекли, "Трудно быть богом" где-то посередине. Стругацкие в данном произведении ставят много интересных вопросов, о которых можно спорить очень долго, но главное для меня здесь - это еще присутствующая вера Стругацких в людей.
Не буду пересказывать сюжет, ибо это не очень интересно, да и не особенно важно(наверняка вам не захочется прочесть спойлеры, а в произведении есть интересные повороты), а перейду сразу к тому, что бог в данном романе - главный герой, по совместительству землянин. Он крутится с важными делами на планете, где еще средневековье - а он много превосходит жителей тех мест. Отбросим подробности - к идее.
Главный герой заметно мечется меж двумя утверждениями: люди такого неразумного общества - способны иль нет стать на путь прогресса. Любопытен диалог, который по сути заключает в себе финальную мысль:
"— Что ж, — сказал он, — извольте. Я сказал бы всемогущему: «Создатель, я не знаю твоих
планов, может быть, ты и не собираешься делать людей добрыми и счастливыми. Захоти этого!
Так просто этого достигнуть! Дай людям вволю хлеба, мяса и вина, дай им кров и одежду. Пусть
исчезнут голод и нужда, а вместе с тем и все, что разделяет людей».
— И это все? — спросил Румата.
— Вам кажется, что этого мало?
Румата покачал головой.
— Бог ответил бы вам: «Не пойдет это на пользу людям. Ибо сильные вашего мира отберут
у слабых то, что я дал им, и слабые по-прежнему останутся нищими».
— Я бы попросил бога оградить слабых, «Вразуми жестоких правителей», сказал бы я.
— Жестокость есть сила. Утратив жестокость, правители потеряют силу, и другие жестокие
заменят их.
Будах перестал улыбаться.
— Накажи жестоких, — твердо сказал он, — чтобы неповадно было сильным проявлять
жестокость к слабым.
— Человек рождается слабым. Сильным он становится, когда нет вокруг никого сильнее
его. Когда будут наказаны жестокие из сильных, их место займут сильные из слабых. Тоже
жестокие. Так придется карать всех, а я не хочу этого.
— Тебе виднее, всемогущий. Сделай тогда просто так, чтобы люди получили все и не
отбирали друг у друга то, что ты дал им.
— И это не пойдет людям на пользу, — вздохнул Румата, — ибо когда получат они все
даром, без трудов, из рук моих, то забудут труд, потеряют вкус к жизни и обратятся в моих
домашних животных, которых я вынужден буду впредь кормить и одевать вечно.
Не давай им всего сразу! — горячо сказал Будах. — Давай понемногу, постепенно!
— Постепенно люди и сами возьмут все, что им понадобится.
Будах неловко засмеялся.
— Да, я вижу, это не так просто, — сказал он. — Я как-то не думал раньше о таких вещах…
И это то с чем трудно не согласиться. Но еще любопытно вот что. Революция в данном романе - это очень красивая часть произведения, отлично показавшая суть революций. Вот вы свергли тоталитарное правительство - что ж там пришло на смену? Может, что-то хорошее? Нет. Религиозный фанатизм. Сцена, где доны и прочие люди приходят, так сказать, раскаиваться - бесподобна."Пред еще одним моментом хотелось бы коснуться того, что персонажи в "Трудно быть богом" какие-то безликие, не вызывающие сами по себе, как личности, сильных эмоций. Но при этом не скучные, каждый из них по своей сути здесь - это ходячая идея, не личность, а некий образ того, за чем бы дон Румата мог устремиться. В финале то, что он выбрал - ...
Теперь к сцене, где к Румате пришел один мужчина помощи просить. Он считает Румату богом, тем, кто мог бы дать им различное оружие. Румата ж, конечно, отказывается. И тут показано, что Бог-то он может есть, он и есть, но с чего он будет кому-то помогать? Почему он обязательно сильнее всех? Справедлив ли он? Да и вдруг ему трудно, он, может, устал.
Пролог же данного творения занимает отдельное место в сердце.
27931