Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Oranges Are Not the Only Fruit

Jeanette Winterson

  • Аватар пользователя
    Аноним14 июля 2021 г.

    Как-то раз, в нулевых, я отдыхала в летнем лагере. Во время очередного конкурса в вечерней программе мы должны были соревноваться с другим отрядом - по очереди петь песни, в которых есть слова о любви, кто больше вспомнит. "Ну, у них нет шансов" - заявила моя "соотрядница", и бодро исполнила что-то с припевом "Люблю тебя, Иисус!" на мотив "Тореадора". На наш немой вопрос она отмахнулась: "Да меня родители по ошибке отправили в лагерь для детей сектантов. Я песен про любовь к Иисусу ещё штук двести знаю".

    А Дженет Уинтерсон в таком вот "лагере" росла с младенчества, потому что её насквозь религиозной приёмной матери однажды ударила в голову некая субстанция, и ниспослала ей вещий сон о том, что нужно усыновить дитя, которое станет миссионером. Мнение дитя, как и сама возможность неисполнения "божественного" плана, конечно, не рассматривалось. Из дома малютки новоиспечённая мать вернулась с крошечной девочкой, которой позднее предстояло столкнуться с глупостью, лицемерием и обесцениванием своей личности в собственной семье.

    Собственно говоря, здесь нет никаких ужасов, которых можно было бы ожидать от семьи оголтелых сектантов. Девочка сыта и одета, не забита и не запугана. Вопреки своему желанию, мать всё-таки вынуждена отдать её в школу, так что полной изоляции здесь тоже нет. Но воспитывется Дженет исключительно на религиозных текстах, играет исключительно в игры религиозной тематики, слушает и играет только церковные гимны. Очень редко в этот список попадает что-то несанкционированное, светское. Да и с этим всё не слава богу: например, мать читает дочери "Джен Эйр", и та только будучи взрослой узнает, что Джен на самом деле не вышлa замуж за кузена-священника и не укатила в Африку миссионеркой.
    Но даже при полном контроле матери над духовной пищей, поступающей к Дженет, та растёт не только религиозным и воцерковлённым, но и здравомыслящим человеком. А мать - церковная активистка - даже на фоне всех остальных "иисуснутых" кумушек из своей общины выглядит конченой фанатичкой.
    Дженет не может не замечать, как члены общины во главе с её матерью активно нарушают заповеди, всегда находя себе оправдание. Как спешат они осудить других за грехи, не чуждые им самим. А уж гордыней страдают все поголовно. Но окончательный разрыв произойдёт на пике взросления Дженет, когда она не сможет, да и не захочет скрыть, что ей нравятся девочки, а не мальчики.

    Возможно, Дженет и в другой, самой обычной семье пришлось бы нелегко - полным-полно родителей имеют скверную привычку совать свой нос в сексуальную жизнь своих детей, и с религией это никак не связано. Но мать-фанатичка здесь проявила себя во всей красе, выставив дочь на позор всей церкви, устроив обряд изгнания демонов и вообще отлучив её от дома, когда лесбиянство не вылечилось. Что явно пошло Дженет только на пользу. Ведь любила мать вовсе не Дженет, а своё о ней представление, интересовалась не её будущим, а будущим своей мечты - дочь-миссионерка, которой можно похвастаться в приходе. Дочь с традиционной сексуальной ориентацией тоже вряд ли бы её устроила, если бы захотела выйти замуж/детей/стать клоуном в торговом центре.
    А так вышла история о том, как, несмотря на воспитание, можно самому встать за шутрвал своей судьбы. Собственно, об этом и была фраза Нелл Гвинн "На свете есть не только апельсины", ставшая названием романа. Можно трактовать её и в смысле невозможности признания матерью героини наличия других мнений, других целей, разнообразия мировоззрений.

    То есть в плане самовыражения и истории поиска себя, пусть и незавершённой, вопросов к роману нет. Но, при всех его плюсах, это, всё-таки, вещь очень незрелая.
    Написана книга очень сумбурно, где-то дотошно дана каждая деталь, где-то повествование полнится абстрактными рассуждениями, отчего составить внятную картину жизни семьи очень сложно. Философские сказки, которые пишет Дженет, никак не встроены в повествование, а просто появляются кусками текста, слишком уж "в лоб" говоря о том, что хочет сказать героиня. Всё это можно было проиллюстрировать дальейшими эпизодами из жизни и комментариями к ним. Ни с того ни с сего свалившийся и так же канувший в небытие магический реализм при встрече Дженет с демоном, которого из неё так усердно изгоняли, в контексте уже прочитанного смотрится на редкость чужеродно. Должно это было означать, что ребёнка измучили до галлюцинаций или что её пристрастия и в самом деле вызваны инвазией демона, который при этом кажется намного более адекватным, чем оголтелые церковники? Уинтерсон всё-таки не Грэм Джойс. И она ведь изучала литературу в Оксфорде, неужели не нашлось ни одного преподавателя, который заинтересовался бы идеей такой книги и элеметарно составил бы для Дженет список вопросов-тезисов, который помог бы ей сделать свою историю более цельной и доступной для широкого читателя, выросшего не в религиозной среде? Возможно, книге повредило то, что она документальная. История слишком личная и строится на реальных фактах, поэтому о чём-то нам явно недоговаривают, а каких-то моментов просто нет. В художественном произведении мы наверняка увидели бы полный психологический портрет матери, историю о том, как она дошла до жизни такой, узнали бы о её взаимоотношениях с мужем и его роли в семье. Дженет же может рассказать всё только со своей точки зрения, притом весьма путано. Хотя и очень интересно.

    19
    1,1K