Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тринадцатая сказка

Диана Сеттерфилд

  • Аватар пользователя
    V_Risobil13 июля 2021 г.

    Вы это серьёзно?!

    "Вы это серьёзно?!" - Фраза, слетавшая с моих губ на каждой третьей страницы. Такого рваного повествования я в жизни своей не видела, но обо всё по порядку.
    Книга встречает читателя обманчиво приятным слогом и привлекательным описанием мира книжной лавки. Мы знакомимся с главной героиней и её историей. Уже здесь автор ставит нас перед фактом, что героиня помешана на своей мёртвой сиамской сестре-близнеце, погибшей в младенчестве. Такие же неоспоримые факты - мать к ней относится холодно, отец мечется между ними. Почему такая постановка вопроса меня возмущает. Потому что к подобному положению дел необходимо подвести. Нельзя сказать:" и у них всё случилось," - оставляя подводку за кадром. Вообще книга похожа на сценарий, но то, что позволено фильму, не позволено книге.
    Автор на куски рвёт повествование. В последней четверти она указывает словами Винтер на то, что такой был план. Эксперимент модернистский, но неудачный. Такое построение должно нас интриговать, но меня оно бесило. Складывалось ощущение, что автору просто надоедали персонажи и он заканчивал их истории своей любимой постановкой перед фактом.
    Многие отмечали смакование отвратительных моментов. Не могу согласиться, автор старательно обходит описание и подводки стороной. Инцест? О нём просто упоминается. Садизм? Он просто грубо набросан карандашом. Смерть в огне? Снова грубый набросок. Возьмите какую-нибудь "Книгу крови" - если хотите посерьёзнее, то "Лолиту" - там отвратительные сцены написаны добротно и, как ни странно, являются инструментом автора.
    По-настоящему же автор вкладывает своё усердие в описание внешности персонажей. Не интерьера, не природы, не характеров, а внешности. Это, конечно, имеет свой смысл, как мы узнаём в конце. Однако на фоне скудных описательных моментов, описание внешности гротесково перетягивает внимание на себя. Также автору нравится описывать мистику, но она весьма и весьма посредственная. Во мне просыпался Станиславский каждый раз, когда упоминался призрак или видения.
    Многие рецензии говорили о запутанности сюжета. Отнюдь, он - линеен. В целом, автор этого не скрывает. Нам даже оглавление об этом говорит.
    Не выдерживается атмосфера и структура классического детектива, автор слишком торопится раскрыть карты, а само расследование снова ставит читателя перед фактом. Процесс, который должен увлекать, пресен, и больше сводится к раскрытию личности оного из персонажей.
    Главная героиня не раскрывается, потому что раскрывать нечего. Она серая, невыразительная и показно особенная. Это уже классический приём, который использовался в сотнях книг, самым ярким считается Бэлла из "Сумерек".
    Также автор старательно эксплуатирует популярные мифы и культурные коды, вроде связей близнецов и запретной любви. Эти темы меня мало трогают, но большинству они нравятся. Хорошая завлекалочка.
    Пол-книги автор старательно копирует стиль Джейн Остин и сестёр Бронте, о которых упоминается довольно часто. Книги по задумке автора должны иллюстрировать происходящее, но в итоге их упоминание становится назойливым. Наполнение книжных полок топорно сигнализирует читателю, о чём книга. Лучше бы они характеризовали персонажей. Хотя сцена с печью интересна, но боюсь я сама придумала толкование. Так вот, о стиле. К середине повествования автор плавно переходит на несколько пафосный современный стиль. Атмосфера Британии Эпохи регентства рушится. За это ощущения я была готова простить многое, не срослось.
    Вердикт: предсказуемо, скучно, пресно, претенциозно.
    То ли я стала слишком искушённой, то ли книга действительно посредственная.

    14
    678