Рецензия на книгу
Три товарища
Эрих Мария Ремарк
Аноним27 декабря 2012 г.Бывают книги, которые с первой же страницы, с первого предложения не нравятся, кажутся глупыми и скучными. Такое мне встречается постоянно. Но в данном случае все произошло наоборот. Я сразу же с первой страницы понял, что это прекрасная книга, и она мне придется по душе. Разбитые жизни, безысходность и отчаяние. Мужчины у которых ничего нет кроме друг друга. Это самое "потерянное поколение" Ремарк рисует во всей красе. И оно мне нравится. Несчастье и боль, но тут есть место юмору и веселью. Несчетное количество раз шутки главных героев вызывали у меня улыбку, а то бывало и смех. Ни в одном романе я такого не встречал, такого потока действительно хороших шуток. С одной стороны автор вырисовывает смех и братство, а с другой - отчаяние и безысходность. И все это кажется таким взаимосвязанным и логичным, что сложно представить что-то иное. Каждая глава и каждый изгиб романа выглядит жизненно и честно, каждый персонаж - реален, каждый изгиб эмоции героев не выглядит пошло и убого, а так как и должен выглядеть.
У этих людей были разбиты сердца и надломлены души. Внутри была лишь пустота, которую они заполняли как могли. На страницах высвечивались лица искаженные смехом и печалью. А печаль и горечь пронизывают роман и отходят лишь на некоторые время, чтобы вернуться с удвоенной силой. И все это вырисовывается на фоне финансовой нищеты и неустроенности. Прекрасное время для расцвета бандитизма и организованной преступности, однако, взамен этого люди начинают увлекаться политикой. А Ремарк точно подмечает, что они ищут в политике то, что им может заменить религию, которую они потеряли.
Они может и не хотят жить, но хотят, чтобы жили их друзья и товарищи и так они поддерживают друг друга, не давая уйти на дно, и развеивая их и свою печаль. И не смотря ни на что, жизнь все-таки прекрасна, если в ней есть место таким прекрасным чувствам.
Можно бы было бесконечно описывать прекрасные литературные приемы автора, его стиль и глубину проникновения в персонажей. Но стоит ли это делать в случае с очень хорошей книгой? Часто ловлю себя на мысли, что чем лучше произведение, тем более излишними становятся слова похвалы, здесь уместно лишь восхищение.
Только несчастный знает, что такое счастье. Счастливец ощущает радость жизни не более, чем манекен: он только демонстрирует эту радость, но она ему не дана. Свет не светит, когда светло. Он светит во тьме. Выпьем за тьму! Кто хоть раз попал в грозу, тому нечего объяснять, что такое электричество. Будь проклята гроза! Да будет благословенна та малая толика жизни, что мы имеем! И так как мы любим ее, то не будем же закладывать ее под проценты! Живи напропалую! Пейте, ребята! Есть звезды, которые распались десять тысяч световых лет тому назад, но они светят и поныне! Пейте, пока есть время! Да здравствует несчастье! Да здравствует тьма.1862