Рецензия на книгу
Бэтман Аполло
Виктор Пелевин
Githead13 июля 2021 г.ВАМПИРИЧЕСКИЙ АНКЛАВ
Автор о Рублевке: «Наш идеал - вампирический анклав на безлюдном кладбище тщеславия. Мы хотим затеряться среди сотен выставленных на продажу мавзолеев воровской мечты, которых никто никогда не купит из-за их безумных цен. Такова продуманная стратегия, в соответствии с которой мы развиваем этот район».
Перед нами сиквел романа Виктора Олеговича «Empire V» («Ампир В»). То есть ему не нужно было особо напрягаться, создавая новую (не)реальность, развивая темы уже подробно рассмотренные и предлагая в целом уже знакомых деятелей. Хотя ключевой персонаж этого романа, давший ему название, собственно, - вполне себе оригинальный герой, сложный и, не побоюсь этого слова, многомерный. Помните Ваала Петровича и Энлиль Маратовича? Помните, дискурс и гламур? Вся эта сложнейшая система отсоса баблоса у населения вновь извлечена Пелевиным из нафталина и задействована в новом сюжете. Вопрос зачем? Физически ощущаешь, перелистывая страницы, как перегоняя из пустого в порожнее красную жидкость (припоминаете?), автор постепенно разворачивается во всю мощь своего недюжинного таланта и создает в итоге текст, которого стыдится ему не придется. Может быть, выполняя условия контракта, ему на скорую руку и в актуальном тренде хотелось изложить что-нибудь по поводу тогдашней протестной активности на уже имеющемся материале, но вышло все совсем иначе – и протест тут не протест и вампиры не вампиры – роман наполнен тягостными философскими размышлениями о сущности человеческого и бренности жизненного пути страдающего биологического организма на пути из ниоткуда в никуда, который проложен неизвестно кем у него же в голове. «Никакого загробного мира нет... Но нет и догробного мира». При этом, естественно, в массовом порядке присутствуют фирменные пелевинские остроты и афоризмы во всем блеске арсенала, говоря другими словами: «Черный шум - это белый шум, все составляющие которого проплачены».
Наш старинный знакомец - вампир (ампир) Рама, чья подруга Гера стала головой Великой Мыши, а сам он продвигается наверх по пути изучения вампоидентичности в сложной иерархической системе отечественного вампирства, стоит перед чередой серьезных испытаний. В начале романа героя отправляют в командировку на Запад для изучения особо сложных процедур и технологий. «Ты должен будешь с честью представлять русских вампиров - и показать всем, что наш дискурс непобедим!» Его непростые отношения с Великой мышью сменяются не менее загадочными отношениями с американской коллегой Софи. «-Тебе хорошо? - спросила она. -Ага, -сказал я. -А чего у тебя голос такой мрачный? -Так я же вампир». Секс в вампирском гробу описывается как поиск инженерного решения. В наличии любовь и предательство. В прочем и то и другое весьма эфемерны, как и положено в туманных сумерках вампирских богов.
При написании текста автор придерживается, как думается, собственного же канона: «Запомни, Калдовашкин,- сказал Энлиль Маратович («Энлиль Маратович был одет подчеркнуто официально - в черный смокинг и черную шелковую косоворотку»).- дискурс должен быть максимально простым. Потому что люди вокруг все глупее. А вот гламур должен становиться все сложнее, потому что чем люди глупее, тем они делаются капризней и требовательней». Пелевин не был бы Пелевиным, если бы не развивал из романа в роман свою любимую тему (условно) о «нереальности человека», чья бренная оболочка является лишь вместилищем для краткосрочного «я», живущего пару секунд и исчезающего в небытие. Длительный пассаж на данную тему в этой книге вложен в уста ... графа Дракулы, достойно пополняющего внушительный ряд пелевинских мистиков, берущих свое начало от Кастанеды, которого Виктор Олегович редактировал в стародавние времена. Интересно, что размышления о сущности человека производятся вампиром, то есть и не человеком вовсе. Объективно, нечего сказать. Точно так же, как и в «Снаффе», где автор описывал человеческую жизнь как бег через ужас внутри своего сознания, сейчас он указывает, что «Нечто, возникающее на миг лишь для того, чтобы погнаться за собственной тенью, испытать страдание от невозможности ее догнать, а затем незаметно для себя исчезнуть навсегда... Получается, что ничего на самом деле нет, но всё невыразимо страдает». Пелевин - важнейший из ныне живущих гуманистов, без сомнений.
При всей вторичности политического дискурса по отношению к философским изысканиям, автор нигде не упускает момента пройтись по отечественным тенденциям государственного развития. «В идеале все действия властей должны вызывать тягостное недоумение и душевную скорбь, терзая людские сердца необъяснимой злобой и тупостью... Главная задача российского государства вовсе не в том, чтобы обогатить чиновника. Она в том, чтобы сделать человеческую жизнь невыносимой…. Нужен справедливый суд и честные выборы - и постепенно, очень постепенно у нас это появится. Но криво, позорно и с мутными косяками. Так, что весь креативный класс будет много лет блевать карамельным капучино из «Старбакса».
Основные аспекты вампирского мироздания раскрывается в процессе диалогов между неофитом Рамой и его более знающими собеседниками. В советские годы был такой распространенный стиль научно-популярной литературы, описывающий научные знания в форме диалогов (Платона пародировали, юмористы). Ну, какбе, «А не измеряется ли сила тока в амперах? – Конечно, мой юный друг!» С этой точки зрения Рама – идеальный классический олух, ничего наверняка не знающий, и за правду принимающий все глубокомысленные россказни старших товарищей о сложной организации потусторонней жизни, взаимосвязи умов А и Б, сущности баблоса и красной жидкости, роли Великой мыши, ну и, естественно, о человеке как о телепередаче. «Ты всю жизнь вкалываешь на его фабрике, думая, что это твоя собственная фабрика - а когда приходится помирать, выясняется, что все эти «я» никогда не были тобой, а были только им. Твоя жизнь не имеет к тебе никакого отношения, Рама. В ней нет того, кто ее живет.- А кто тогда верит в эти «я»? - Сами «я» и верят. В этом весь трюк. Это опирающееся само на себя заблуждение - и есть источник энергии, которую семьдесят лет производит каждая батарейка матрицы перед тем, как ее экологично зарывают в землю».
Однако, учитывая все вышеперечисленное, хотелось бы подчеркнуть, что «Бэтман Аполло» в первую очередь, наверное, все же история любви, как ни странно это звучит. Любви болезненной, вывернутой автором наизнанку и выпотрошенной, приобретающей к финалу религиозно-мистический оттенок и тошнотворные подробности теряющих всякие границы искажений. Налицо одна эмоциональная линия вместе с предыдущим романом.
В итоге с интересом прочитал, что «в случае сдвига столицы в позицию «Дальний Восток» Россия могла бы войти в совершенно новое для себя тихоокеанское измерение, родившись в качестве азиатской державы рядом с Японией и Китаем. Но в настоящий момент такая схема вампирами не рассматривается».
Вывод: «Отлично». Процитирую пронзившие мой ум Б слова автора о себе же, очевидно: «Звери спят и только йожег продолжает аццкий отжиг». Жгите, Виктор Олегович, жгите дальше...
6731