Рецензия на книгу
Толстая тетрадь
Агота Кристоф
martishka27 декабря 2012 г.Агота Кристоф. Не смотря на то, что ее имя так созвучно со знаменитой английской писательницей детективной прозы, творчеством они совершенно не похожи. Я ничего не знала об этой писательнице, книгу взяла читать из книжного марафона на тему "Близнецы". Ожидала какой-то социальной драмы, но на деле все оказалось куда сложнее.
Забегая вперед, отмечу, что книга переведена на 30 языков, была с восторгом принята критиками и удостоена престижной премии «Почётная лента франкофонии». Сначала она состояла из одной части ("Толстая тетрадь"), а затем автор расширила произведение до трилогии, опубликовав романы «Доказательство» и «Третья ложь».
Фильм "Третья ложь" поставлен в 2000 году в Канаде, а над фильмом по роману "Толстая тетрадь" сейчас работает в Германии Янош Сас. Признаться, я не понимаю, как можно разделить эту трилогию и снимать по ней разные фильмы... хотя в одном, сочлененном сюжете в экранизации было бы еще сложнее разобраться, чем в чтении книги.Она острая, колючая, с первых страниц. Написана простым, как будто детским языком, ведь главные ее герои, два мальчика-близнеца тоже пишут свою "книгу". События происходят в Венгрии во время второй мировой войны, но в самом произведении ни о стране, ни о конкретном годе не сказано ни слова. Только постепенно можно догадаться по отдельным событиям, что речь идет о Европе, а дальше уж - игра воображения и эрудиции.
Не упоминаются даже имена мальчиков и окружающих их людей. Живут они у Бабушки, квартирует там же Офицер, а по соседству живет не совсем нормальная девочка Заячья Губа.
Мальчики предоставлены сами себе, они тренируют друг в друге силу воли, отказ от еды, забвение ласковых слов, игнорирование ругательств, испытывают себя физически, тяжким трудом, холодом, ударами. Они называют это "учебой" и результаты ее записывают в тетрадь, чтобы потом, если кого-то из них не будет рядом, второй мог прочесть.
Чтобы решить «Хорошо» или «Плохо», у нас есть очень простое правило: сочинение должно быть правдой. Мы должны описывать то, что есть, то, что видим, слышим, делаем.
Например, запрещается писать: «Бабушка похожа на ведьму»; но можно писать: «Люди называют Бабушку Ведьмой».
Запрещается писать: «Маленький Город красив» потому что Маленький Город может быть красивым для нас и некрасивым для кого-нибудь другого. [...]
Слова, обозначающие чувство, очень расплывчаты; лучше избегать их употребления и придерживаться описания предметов, людей и себя, то есть точно описывать факты.Жизнь этих мальчиков и странная, и страшная, вокруг сплошь насилие (в т.ч. сексуальное) и ужасы военного времени. Они держатся друг за друга, словно ничего вокруг не существует, не имеет значение. Они говорят:
Жизнь совершенно бесполезная, ненужная вещь, это бесконечное страдание, выдумка Не-Бога, злобность которого непостижима.И - если первая книга еще как-то понятна, проста, ведет документальное и хронологическое описание - вдруг вторая часть трилогии все переворачивает с ног на голову. Нам открываются имена мальчиков, и повествование смещается вперед во времени, рассказывая жизнь одного из них. Намекая, как бы между прочим, что второго близнеца и не существует вовсе. История предстает в совсем новом свете,.. и когда вы вот-вот уже начинаете верить в иную версию, начинается третья часть.
Тут я благоразумно умолкаю, чтобы не спугнуть тех смельчаков, которые отважатся прочесть эту книгу. В начале в ней, и правда, есть нечто пугающее, даже отталкивающее, но потом она втягивает читателя в свои топи, завораживает, перемалывает и выплевывает на поверхность. Я толком не поняла, зачем ее прочла. Но как ни странно, забыть ее пока не могу.
— Вы забудете. Так устроена жизнь. Со временем все стирается. Воспоминания бледнеют, боль стихает. ...«стихают», «бледнеют», — но не исчезают.10825