Рецензия на книгу
Страдания юного Вертера
Иоганн Вольфганг Гете
Аноним26 декабря 2012 г.Несомненно, в романе "Страдания юного Вертера" проявилось все искусство Гете как мастера слова.
Несомненно, философские рассуждения главного героя интересны и актуальны и сегодня, как были интересны и актуальны в XVIII веке.
Несомненно, этот роман стал классикой, как несомненно, что образ "мученика мятежного" служил источником вдохновения для многих писателей.Но именно для меня именно сейчас этот роман не стал ни откровением, ни потрясением. Возможно, моя оценка была бы иной, если бы я прочитала "Страдания..." несколько лет назад, в пору моего бурного увлечения сентиментализмом.
Письма Вертера, полные страсти, печали и отчаяния, прекрасно рассказывают его горестную историю от самого зарождения чувства до его трагического окончания.Вертер (юный Вертер; этот эпитет, мне кажется, прекрасно отражает его страстный характер, ведь молодости свойственны и максимализм, и чрезмерная чувствительность) пишет со всей свойственной ему искренностью и эмоциональностью, не скупясь на восклицания и лирические отступления, придающие повествованию объемность. Адресат же его (Вильгельм) абсолютно лишен какой бы то ни было характеристики, его образ в высшей степени абстрактен, не очерчен ни единым штрихом. Впрочем, той же условностью отличаются и другие персонажи романа, и в первую очередь, конечно, объект нежной страсти главного героя - прекрасная Лотта, наделенная (возможно, лишь в воображении влюбленного юноши) всеми человеческими совершенствами.
Вертер необычайно чуток, и потому любое несовершенство причиняет ему страдания: социальную несправедливость и муки бедных крестьян он разделяет всем сердцем, зато и красота природы, и доброта людей приводят его в восторг.
Наверное, подобная впечатлительность и стала главной причиной его трагедии, ведь он всем существом отдается своей любви, выплескивает на чувство все силы, и поэтому его жизнь все сужается с каждым днем, все больше концентрируясь на его единственной страсти, превращающейся затем в настоящую манию:
Ах, зачем вы родились таким порывистым, зачем так страстно и упорно увлекаетесь всем, за что бы ни брались?
Печальный конец, таким образом, почти предрешен для него, и постепенный переход в его письмах от безграничных радости и восхищения к безграничным же безысходности и отчаянию не вызывает удивления.
О его смятении и муках, о том, как, не зная покоя, метался он из стороны в сторону, красноречиво свидетельствуют несколько оставшихся после него писем.
"О Вертер, мученик мятежный!.."941