Рецензия на книгу
Последний поклон. Повесть в рассказах
Виктор Астафьев
Аноним10 июля 2021 г.Печальная память о детстве
Более 1000 страниц, 4 месяца чтения, через неспешный сюжет, постоянные ответвления и не всегда интересные темы, бывало по одной странице в день, а бывало и вообще по несколько дней без чтения, но ни единой мысли бросить этот шедевр. Астафьев здесь рассказывает о своём детстве - как он жил с бабушкой в селе, как взрослел, учился и начинал потихоньку понимать окружающий его мир. Последний поклон как раз здесь Астафьев и отдаёт своей бабушке - той, кто в его воспитании сыграла ключевую роль.
Повесть разделена на три книги, книги - на рассказы. Пишет автор по-разному, если в начале, в первой книге он придерживается схемы особо не связанных друг с другом завершенных историй (например, ‘Конь с розовой гривой’), то во второй и в третей кроме появления четкого сквозного сюжета и частых смен обстановки у главного героя, Астафьев повествует нелинейно, то и дело посвящая темы рассказов давним событиям, которым могли произойти еще и до начала первой главы. Прекрасны переходы от книги к книге: в первой главный герой, прототип самого автора, совсем мал, он отхватывает от всех, в основном от бабушки, которая и учить его успевает. Во второй он уже взрослеет, все ещё отхватывает, но видно, что бабушка с ним уже считается, иногда серьезно разговаривает, а, зачастую, и он остаётся правее ее. Происходят во второй книге и драматические моменты, и судьбоносные. Ну а третья - это совсем вышка. Здесь война, наш герой уже 17-летний мужчина, с ним все те, кто раньше его только как ребёнка воспринимали, сейчас общаются как с равным. И в этом особенный кайф чтения автора - он с особенной чуткостью прописывает все драматические и скорбные моменты. Чувствуешь все. В последней главе, написанной в 1991 году, начинает говорить уже старый Астафьев, озабоченный проблемами порчи природы человеком, продолженные им в Царь-рыбе.
По ходу повествования Астафьева в любой момент может унести. Его герой планирует уплыть на пароходе, и вот автор описывает на несколько страниц эти суда, и как они плавают, и как к их громким и продолжительным гудкам относятся близживущие горожане, сначала раздражающиеся, потом привыкающие к гулу. Начал рассказывать про дворовую игру, про кости, делаемые из хрящей, и все тут. Пошёл про сами хрящи, да как их вылавливают дети из супов, да как бабка эти супы готовит, да и из чего. И так далее. Но как же хорошо он пишет, одни глаголы, предложения легкие, не перегруженные. Многим нынешним писателям, обладателям престижных премий, надо бы у него поучиться.
Текст Астафьева пронизан сильной печалью. Часто он напоминает, что пишет из будущего и все описываемое им уже закончилось, что добавляет львиную долю хандры. При этом прекрасно жонглируя жанрами - описание веселого праздника со смехом и общим воодушевлением сменяется у него размышлениями о том, что никто и подумать не мог, праздник вышел последним (один тяжело заболел, второй умер, и так далее). Картина всей повести вырисовывается как сама жизнь - медленно развиваясь, она входит в крутой вираж в молодости, с каждым прожитым годом все сильнее и сильнее добавляя человеку в память хандры от прожитых лет, пережитых событий и потерянных людей.
5919